Местное не наливать
В Хабаровском крае сокращается производство локальных брендов
Локальные производители алкогольных напитков в Хабаровском крае отмечают сокращение производства и продаж своей продукции. Они связывают это с увеличением акцизных сборов и политикой ритейлеров, которые предпочитают ставить на полки привозной алкоголь. Предприятиям при поддержке минсельхоза удалось убедить рабочую группу законодателей отклонить законопроект об ограничении времени продажи алкоголя. Эксперты считают, что для эффективной работы местным ликероводочным заводам надо перестраиваться.
Ситуацию на рынке алкогольной продукции во вторник обсуждали на коллегии министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края. По данным министерства, в 2013 году в регионе было реализовано чуть более 1,7 млн дал водки и ликероводочных изделий, из них более 700 млн дал привезено из других регионов. Пока большая часть всего объема производится в Хабаровском крае, однако уже несколько лет идет тенденция к снижению этой доли, рассказал „Ъ“ директор ООО «Хабспиртпром» Алексей Пархомюк (предприятие владеет Корфовским ликероводочным заводом). «Сюда приходят крупные холдинги, у которых другая экономика, ниже себестоимость одной бутылки и большой рынок сбыта. Ритейлеры не предоставляют местным производителям входные билеты»,— объяснил господин Пархомюк. В прошлом году «Хабспиртпром» был вынужден приостановить запуск цеха по производству ликероводочных изделий. Из-за тенденции к увеличению акцизов и минимальной стоимости бутылки водки предприятие постепенно отказывается от производства «народной водки» в пользу премиум-сегмента, поставляемого в западные регионы России и за рубеж.
Хабаровский ликероводочный завод в 2013 году произвел 1,022 млн дал алкогольной продукции, а объем реализации составил 1,007 дал, или 90% к уровню 2012 года, сообщила директор предприятия Татьяна Лось. По ее словам, тенденция сохраняется и в первом квартале 2014 года, причем быстрее всего сокращается доля продаж премиального сегмента. С начала года акцизы на водку выросли на 25%, также в текущем году минимальная розничная цена на водку и на закупку водки от производителя увеличена на 17,1% и на 16,7% соответственно. В течение года цена возрастет еще на 11%, а общее увеличение составит в среднем 29,5% или 39-50 руб. на 0,5 л.
На этом фоне самое значительное сокращение продаж отмечается в Амурской области, ЕАО и северных районах Хабаровского края. Последнее связано с тем, что завод «привозит в отдаленные поселки более дорогую продукцию, чем та, которую доставляют не совсем легальным способом». Но полочное пространство для продукции местных производителей сокращается везде, что влияет на объемы продаж. Кроме того, производителям «все сложнее сохранить размеры скидок для розницы, не говоря об их увеличении».
Отметим, что производители алкоголя выступили против инициативы хабаровских правоохранителей и общественников сократить время продажи алкоголя с 11 до 19 часов (см „Ъ“ от 21 января). В конце марта минсельхоз смог убедить членов рабочей группы, рассматривающей этот вопрос, в нецелесообразности такого решения. На заседании коллегии замглавы минсельхоза, начальник управления потребительского рынка Александр Рыжков отметил, что «нашим предприятиям для наращивания объемов надо оптимизировать издержки», чтобы «выровнять цену» и не допустить завоза продукции из-за пределов края. По данным краевого минфина, по итогам 2013 года бюджет региона получил 5,67 млрд руб. в виде акцизов (11% дохода), годом ранее — 4,9 млрд руб. (11,25%). Впрочем, на крепкие спиртные напитки приходится тоже около 10-11% всей суммы акцизов.
Доцент кафедры экономики и управления на предприятии торговли ХГАЭП Жан Чимитдоржиев считает, что местным производителям тяжело конкурировать с поставщиками из других регионов по себестоимости товара, так как все сырье завозное. Он напомнил, что раньше в Хабаровском крае производителям алкоголя давали преференции, в частности фиксированные места на полках розничных магазинов. Теперь, когда этого нет, предприятия «не могут перестроиться». «У нас работает несколько крупных оптовиков, которые поставляют алкоголь, они и заполняют полки. У дистрибьюторов понятная политика ценообразования, и местным производителям стало тяжело с ними бороться»,— отметил эксперт.