"Нестабильность не может продолжаться вечно, она чем-то должна закончиться"

Кризис на Украине не способствует интересам Евросоюза. С таким заявлением выступил сегодня еврокомиссар по вопросам расширения и политики соседства Штефан Фюле. Независимый журналист, член Королевского института международных отношений Константин Эггерт рассказал о том, как будут развиваться события на Украине, ведущей "Коммерсантъ FM" Анне Казаковой.

Фото: Илья Питалев, Коммерсантъ

— По вашему мнению, как будут развиваться события на востоке Украины в ближайшее время?

— Предсказать это очень трудно. Но очевидно, что нестабильность там будет сохраняться. Ясно, что с точки зрения российского руководства эта нестабильность позволяет продолжать настаивать на нелегитимности руководства в Киеве. Я думаю, что мы можем говорить о том, что проведение президентских выборов, например, на востоке Украины поставлено под угрозу. В этом смысле противостояние между, если хотите, Москвой и Киевом будет продолжаться в ближайшее время. Последние сообщения, разумеется, если они точны и правильны, о том, что, например, украинские военнослужащие поднимают российские флаги в Краматорске и Славянске — это, конечно, очень плохой сигнал для украинского руководства. Так сказать, нелояльность вооруженных сил раньше, по крайней мере на территории Украины, не ставилась под сомнение.

Но одновременно скажу, что и для Кремля проблема очень большая, потому что нестабильность не может продолжаться вечно, она чем-то должна закончиться: либо отколом какой-то части Украины, либо, наоборот, ее каким-то относительным умиротворением.

Сегодня ясно, что для Кремля сохранение Украины в нынешнем виде невозможно, потому что это внутриполитический вызов для России, вызов для кремлевского руководства. С другой стороны, продолжение конфронтации будет способствовать тому, что все большие российские ресурсы будут вовлекаться в Украину, а это, соответственно, может привести к чему угодно, включая партизанскую войну. Мы сегодня видели уже мобилизацию, например, проукраинских сил в русскоязычной Одессе, и я думаю, что этот тренд тоже будет расти. Поэтому мы оказались, то есть не мы оказались, Украина оказалась в очень серьезной ситуации, из которой сейчас выход абсолютно непредсказуем.

— Российский премьер Дмитрий Медведев сказал, что Украина находится на грани гражданской войны. Согласны с этим, да?

— Вы знаете, я бы все-таки не хотел давать такие жесткие оценки. Мне кажется, что на сегодняшний день ясно, что, по крайней мере, довольно серьезная часть вины за нестабильность Украины лежит в том числе и на Москве, которая абсолютно отказывается говорить с властями в Киеве, какими бы они ни были. И в этом смысле мы посмотрим, чем кончатся переговоры в Женеве, которые, может быть, и принесут какую-то разрядку, хотя бы относительную, в ситуацию.

— Вы полагаете, что юго-восток и Киев так и не договорятся в ближайшее время?

— Вы знаете, в украинской политике вообще нельзя говорить никогда о том, кто договорится или нет. Если юго-восток или, по крайней мере, несколько областей востока там объявят о своей независимости, даже это не будет означать, что прекратится какой-то разговор между Киевом и этими областями по одной простой причине: насколько я понимаю, все-таки такие жесткие сторонники присоединения к России составляют в этих регионах меньшинство, может быть, процентов 30. И это порождает ситуацию, при которой в определенной степени меньшинству будут навязать точку зрения большинства. Может быть, часть большинства скажет: "Ну, если будем жить в России, там я не знаю, рубль стабильный, зарплата выше". Такой вариант тоже может быть, но мне кажется, что пока что мы видим крайнюю нестабильность, из которой существует целый ряд выходов.

— Как вообще может этот ход событий прекратиться, это будет посредничество какое-то международное, посредничество Запада или посредничество России?

— Нет, никакого посредничества не будет. Россия, прежде всего, не примет какого-то западного посредничества, по крайней мере, в ближайшее время. Россия хочет быть равноправным игроком во всем этом кризисе. Очевидно, что Запад может ввести новые санкции против российской индустрии, российского руководства, это может повлиять на принятие решений в Кремле. Кроме того, несмотря на все сообщения о том, что российские войска в массовом порядке были передислоцированы на восточные рубежи Украины, в общем, на границу российско-украинскую, скажем так, ввода войск пока нет. Я думаю, это связано с тем, что чисто военные риски появления российских военнослужащих на Украине в массовом порядке, ввода армии, а не спецподразделений, очень велики.

Вся лента