Аудит с петлей на шее
Почему российские аудиторы и консультанты не верят в светлое будущее
Российский рынок аудита в прошлом году впервые после кризиса 2008-2009 годов продемонстрировал снижение объемов, даже несмотря на рост цен на услуги аудиторов. Рынок консалтинга по итогам 2013 года в целом показал неплохой рост, но его участники тоже настроены пессимистично и не ждут от будущего ничего хорошего. Причина проста: в условиях политической и экономической нестабильности бизнес начинает экономить, а не вкладываться в развитие.
Рынок аудита
По итогам 2013 года российский рынок аудита уменьшился на 3,25%. Формально это первое падение рынка с кризисного 2009 года (тогда — на 4,94%). Нынешнему снижению предшествовал довольно значительный (более 12%) рост в 2012 году. Поэтому отскок рынка вниз можно было бы счесть технической коррекцией, если бы сами аудиторы не говорили, что эта тенденция имеет под собой серьезные макроэкономические основания и, возможно, носит долгосрочный характер.
"В прошлом году в связи с общим состоянием экономики, явлениями стагнации в ней, практически нулевым ростом ВВП компании начали серьезно экономить на непроизводственных расходах, в частности на аудите,— говорит Юлия Емельянова, заместитель гендиректора компании "Нексиа Пачоли".— Бюджеты на аудит у очень многих организаций существенно сократились, даже у тех, для кого аудит является обязательным. В условиях конкурсов по выбору аудиторов заметно возросло значение ценовых параметров. При этом заказчики поднимают вес ценового критерия, прекрасно понимая, что среди аудиторов есть компании, которые пойдут на резкое снижение цен. В результате на рынке продолжается демпинг. Есть случаи, когда достаточно крупные холдинговые компании проводят аудит своих дочерних предприятий, например, менее чем за 100 тыс. руб. Мне кажется очевидным, что за такие деньги можно получить аудит только очень сомнительного качества".
Помимо общеэкономических проблем на рынок аудита в 2013 году влияли и события в отрасли. В 2012 году прошла переаттестация аудиторов, и те, кто не получил квалификационный аттестат нового образца, лишились права проводить проверки общественно значимых организаций, в частности компаний, ценные бумаги которых торгуются на биржах, банков, страховых компаний, пенсионных фондов, а также организаций с госучастием от 25% и выше. А новые аттестаты получили немногие: по данным Минфина на конец прошлого года, около 3 тыс. из 24 тыс. российских аудиторов.
Это в первую очередь сказалось на мелких аудиторских компаниях, которые оказались отрезаны от значительной доли рынка обязательного аудита. Видимо, именно это обстоятельство вместе с общим ухудшением конъюнктуры рынка подвигло аудиторов на беспрецедентный шаг: в мае и сентябре 2013 года прошли итальянские забастовки — протесты против регуляторной политики государства. Несколько дней аудиторы не подписывали заключений. По оценкам устроителей акций, в них приняли участие несколько тысяч аудиторов из нескольких сотен компаний.
Переаттестация вместе с общим снижением интереса к аудиторской профессии привела к обострению кадрового вопроса. "В прошлом году на рынке аудита стал остро ощущаться дефицит квалифицированных сотрудников,— отмечает Марина Ризванова, гендиректор компании "Уральский союз".— Это касается и крупных игроков, и средних компаний. В большинстве случаев сотрудниками движет только финансовая мотивация. Аудиторы требуют высокие компенсации, как правило, при крайне низком уровне квалификации, причем независимо от наличия нового аттестата. При этом у большинства компаний резервы для повышения зарплат давно исчерпаны из-за сжатия аудиторского рынка в целом. Это стимулирует отток кадров, так как аудиторы не наблюдают ни роста числа заказов, ни повышения уровня их оплаты. Еще одна серьезная проблема: высокие требования к получению единого аттестата отпугивают специалистов даже от попыток сделать это. Молодым специалистам практически закрыт вход в профессию, так как к экзамену допускают тех, у кого есть стаж работы в аудиторской компании. Некоторые специалисты, соотнеся все тяготы работы аудитора "в полях" с низким уровнем зарплат, теряют желание становиться аудитором. Наблюдается стагнация и старение персонала".
Что касается влияния кадрового голода на цены, здесь мнения участников рынка расходятся. Юлия Емельянова еще год назад предполагала, что специалисты с аттестатом нового образца будут стоить очень дорого, и это скажется на ценах на услуги аудиторов. Сейчас же она склоняется к выводу, что особого дефицита таких специалистов не наблюдается и на цены этот фактор существенного влияния не оказывает.
Агван Микаелян, управляющий партнер АКГ "Финэкспертиза", напротив, убежден: во многом цены на аудиторские услуги выросли потому, что лишь небольшой процент аудиторов смогли получить аттестаты, дающие право проверять предприятия с госучастием, и такие специалисты подорожали. "Данный фактор сработал, цены на аудит выросли,— говорит он.— Еще одной причиной подорожания аудиторских услуг стал идущий несколько лет плавный подъем минимального объема выручки, при котором компании с госучастием обязаны проводить аудит. Мелкие компании перестают заказывать аудит, а более крупные покупают более качественные услуги по более высоким ценам".
Помимо забастовок в 2013 году на аудиторском рынке произошло еще одно громкое событие. Росфиннадзор начал масштабные проверки аудиторов общественно значимых организаций (формально такие проверки начались еще в 2012 году, но тогда они не носили массового характера). В результате практически у всех аудиторских компаний были выявлены нарушения, в отношении некоторых, в том числе крупных, вынесены серьезные предписания (вплоть до приостановки членства в саморегулируемых организациях, что означало временный запрет на право заключения новых договоров). Рынок сделал выводы. "Многие участники рынка просто в принципе отказались от проверки общественно значимых компаний,— говорит Юлия Емельянова.— Платят эти клиенты немного, а провести надо огромное количество процедур, подготовить множество документов, а после этого самого аудитора очень жестко проверяет Росфиннадзор, что означает дополнительные трудозатраты. Поэтому многие аудиторы решили, что такие контракты не оправдывают себя с экономической точки зрения".
Рынок консалтинга
Российский рынок консультационных услуг в 2013 году вырос на 10,9%. Как и в прошлом году, такое повышение обеспечил опережающий рост самого крупного сегмента — консалтинга в сфере информационных технологий, прибавившего 29,3%. Если же рассматривать рынок консалтинга без учета ИТ, картина удручающая: снижение на 8,3%. Это первое падение рынка с 2009 года (тогда — 21%).
Единственный сегмент, показавший рост, причем существенный,— консалтинг в области маркетинга: годовой рост выручки здесь превысил 300%. Правда, повышение произошло после резкого прошлогоднего спада, когда объем данного сегмента рынка упал втрое. Кроме того, сегмент невелик и высоковолатилен; рост на нем часто объясняется тем, что в целях сокращения издержек компании сокращают собственные маркетинговые подразделения и передают их работу внешним подрядчикам.
Максимальный спад произошел в сегменте консалтинга в сфере реструктуризации предприятий — на 75%. Негативные тенденции здесь наметились еще в прошлом году и объясняются довольно просто: всплеск спроса на данные услуги наблюдался после кризиса 2008 года, поскольку последующие несколько лет многие предприятия были вынуждены реструктуризировать бизнес, проходить процедуры слияния и поглощения, финансового оздоровления и т. п. Острая фаза того кризиса уже давно прошла, а текущая стагнация не подталкивает предприятия к дальнейшей структурной перестройке, что отражается на спросе на соответствующие консультационные услуги.
Примерно теми же причинами, видимо, объясняется и резкий (на 50%) спад объемов выручки в сегменте оценочной деятельности. "Мы отмечаем снижение спроса на оценочные услуги. В связи с явной рецессией в экономике предприятия сектора СМБ стали меньше заказывать услуги по оценке, а крупные предприятия предпочитают выбирать поставщика через крупные конкурсы, которые, как правило, выигрывают крупные консалтинговые компании из топ-10",— отмечает Марина Ризванова. "Оценка — не очень дорогая услуга, поэтому раньше переоценку часто заказывали. А сейчас — только при крайней необходимости, когда это требуется законодательно либо действительно очень нужно",— говорит Юлия Емельянова.
Большинство других сегментов рынка консультационных услуг тоже сжимались, как это обычно и бывает при общей негативной ситуации в экономике. Впрочем, эксперты не склонны драматизировать ситуацию. "Экономическая ситуация становится более сложной, идет активный поиск методов оптимизации бизнеса,— говорит Агван Микаелян.— Когда в 2008 году был аналогичный спад, компании оказались не готовы к изменению конъюнктуры, девальвации рубля и т. п. Теперь они знают, что делать, ищут пути оптимизации, причем не какие-то банальные способы сокращения затрат, а именно пути реальной оптимизации бизнеса. Растет спрос на управленческий консалтинг, услуги в области оптимизации бизнес-процессов. При этом спрос на внешних консультантов растет не в последнюю очередь потому, что в кризисных условиях цены на рынке падают и консультационные услуги можно купить относительно недорого. В этом году мы прогнозируем дальнейший рост спроса на консультационные услуги, по крайней мере в сегменте крупного бизнеса. Что касается малого и среднего бизнеса, мы с такими клиентами практически не работаем, однако из общих соображений здесь как раз можно ожидать снижения спроса на консалтинг: такие предприятия в кризис склонны урезать расходы, а не вкладываться в оптимизацию".
Среди сегментов консультационного рынка, меньше всего пострадавших по итогам прошлого года, прежде всего следует выделить налоговый консалтинг — спад составил символические 0,8%. Во многом этому способствовали усилия государства.
"Ключевые факторы, которые всегда оказывали влияние на развитие налогового консалтинга,— налоговое законотворчество и администрирование,— говорит Марина Ризванова.— Первое сейчас пребывает в состоянии относительной стабильности, поскольку инициативы законодателей направлены в политическую сферу. Второй же фактор весьма заметен: налоговые органы в 2013 году заметно активизировали работу по выкачиванию денег из экономики. Поэтому главной целью налогового консалтинга мы сейчас видим сохранение заработанного предприятием. При этом в рамках данного направления работы аудиторских компаний акценты несколько сместились. Например, мы отмечаем снижение спроса на услуги по ведению арбитражных споров в связи с тем, что после объявления о ликвидации Высшего арбитражного суда РФ арбитражные суды стали к налоговикам благосклоннее. Что же касается налогового аудита и сопровождения налоговых проверок, мы ожидаем роста спроса. Клиенты понимают, что нахождение с помощью аудиторов собственных ошибок поможет как минимум избежать штрафов, а иногда и восстановить или исправить документы по операциям, в отношении которых выявлены риски. В отличие от классического аудита бухгалтерской отчетности подобную работу заказывают не для галочки, а для безопасности. Оттого и расценки на нее выше. Сопровождение же налоговых проверок дает возможность не наделать глупостей тогда, когда налоговики уже пришли за деньгами".
Юлия Емельянова с такими оценками не согласна. "Мне кажется, что удельный вес налогового консалтинга будет снижаться,— полагает она.— Прежде всего потому, что растет уровень образования соответствующих служб самих компаний — бухгалтерии, финансовых служб, юридических служб. Поэтому обращаться к сторонним консультантам стали реже".
Информационные технологии
Рынок ИТ-консалтинга в этом году вырос почти на 30%, его доля в общем объеме рынка консультационных услуг увеличилась с 51% до 59%. Тем не менее представители ИТ-рынка не проявляют особого оптимизма и говорят о явных тенденциях к замедлению роста.
Во многом такие настроения вызваны завышенными ожиданиями представителей рынка ИТ-консалтинга. "После кризиса 2008-2009 годов объемы рынка ИТ-консалтинга упали примерно вдвое,— говорит Сергей Мацоцкий, председатель правления IBS.— У нас была гипотеза, что к 2013 году рынок должен вернуться на докризисный уровень по своей доле в ВВП страны. Но уже к концу 2012 года стало понятно, что экономика впадает в рецессию. И 2013 год мы уже прожили в состоянии этой рецессии. Основная проблема в том, что частные субъекты экономики не готовы играть вдолгую, вкладывать деньги в развитие. Производственный коммерческий сектор — те же металлурги, химическая промышленность — бюджеты на ИТ-консалтинг урезал до минимальных уровней, ограничившись технологическим консалтингом, без которого невозможно поддерживать производство. Госкорпорации пока бюджеты особо не урезали, но начали немного съеживаться, стараться минимизировать вложения. Единственным стабильным сегментом оставались госзаказы, финансируемые из федерального и местного бюджетов".
"2013 год был непростым как для ИТ-рынка в целом, так и для рынка ИТ-консалтинга,— отмечает Павел Егорихин, директор по маркетингу ГК "Компьюлинк".— Заказчики сконцентрировались на проектах, обеспечивающих максимально быструю отдачу от инвестиций. Под знаком мгновенного результата и прошел весь 2013 год. В продуктовом плане внимание было приковано к технологиям бизнес-аналитики, облачным решениям. Очень много говорят о технологиях Big Data, но пока в России реальных проектов практически нет".
"Рынок ИТ-консалтинга в прошлом году прирастал только в отдельных сегментах и отраслях. В целом же есть ощущение замораживания или даже падения рынка,— полагает Алексей Ананьин, президент КГ "Борлас".— Из живых сегментов я бы отметил услуги на стыке производственного и ИТ-консалтинга. Авиастроение, космос и ОПК хорошо финансируются государством, а контракты полного жизненного цикла становятся драйвером изменений в них. Здесь востребованы методологии и ИТ-инструменты для управления жизненным циклом и послепродажного обслуживания техники. Модернизация идет не только через обновление станков, но и через создание систем планирования и управления производством. В продуктовом разрезе интерес, очевидно, сфокусировался на системах аналитики. Причем как в области развития вычислительных мощностей для обработки все большего объема данных, так и непосредственно в проектах создания разнообразных аналитических решений. Их основное преимущество в том, что они сравнительно недорого позволяют получить дополнительную отдачу от уже внедренных ИТ".
Говоря о перспективах на 2014 год, участники рынка ИТ-консалтинга не скрывают тревоги. "2014 год не будет легче 2013-го,— полагает Павел Егорихин.— На интеграторов и консультантов сохранится давление: заказчики продолжат требовать быстрой отдачи и максимальной эффективности от реализуемых проектов, что и будет во многом определять лицо рынка. И все новые тренды и инновации будут способствовать решению именно этой задачи. В таких условиях рассчитывать на рост рынка не приходится, а конкуренция будет усиливаться".
"То, что мы наблюдали на рынке в 2013 году,— это все было еще до украинского кризиса и обострения взаимоотношений России с Западом,— говорит Сергей Мацоцкий.— Сейчас же ситуация в экономике осложнилась еще большей неопределенностью, связанной с политическими факторами. Поэтому ожидать, что отечественные компании начнут активно вкладывать деньги в стратегическое развитие, в стартапы, едва ли приходится. А это, очевидно, будет иметь негативное влияние на рынок ИТ-консалтинга".
"Уверенно говорить о путях развития рынка консалтинга в 2014 году сейчас невозможно. Один из обсуждаемых сценариев — это полномасштабные госвливания в экономику для поддержки, если будет ухудшение работы с западными партнерами и закрытие отечественных рынков на волне идей об импортозамещении. На горизонте года — двух лет это даже может дать толчок к росту консалтинга, но в средне- и долгосрочной перспективе скажется крайне негативно",— замечает Алексей Ананьин.