Бюджетное правило со всех сторон неверно
Минфин и Минэкономики сходятся только в необходимости его модификации в 2014 году
Итоги совещания по сценарным условиям и прогнозу социально-экономического развития РФ неутешительны: Минфин и Минэкономики выступают с противоположными стратегиями на 2014-2015 годы. Предложение Антона Силуанова — ужесточить бюджетную политику, Алексей Улюкаев предлагает инвестировать резервы суверенных фондов в России. Несмотря на разницу в позициях, оба министра исходят из необходимости решать проблемы бюджета уже в 2014 году — в Минфине и Минэкономики сомневаются в возможности покрытия его дефицита займами.
Совещание по сценарным условиям и макропрогнозу до 2017 года, созванное вчера днем премьер-министром Дмитрием Медведевым (см. "Ъ" от 15 апреля), открывает раннюю стадию бюджетного процесса на 2015-2017 годы. Кроме того, как и в прошлых годах, прогнозы Минэкономики, формально чисто расчетные, являются политическим фактом: их коррекция в ту или иную сторону предваряет пересмотры текущего годового бюджета, а при выборе сценариев министерство имеет фактическую возможность предлагать ту или иную макроэкономическую стратегию.
Интригой совещания 16 апреля было непоявление в материалах к совещанию "пессимистичного" сценария и неожиданное появление в нем "ультраоптимистичного" — с ростом ВВП в 9,8% в 2015 году, который, впрочем, не предлагался руководством к действию. Однако на деле разногласия вокруг прогноза оказались настолько серьезными, что Дмитрий Медведев признал на последующей встрече с единороссами (см. стр. 2) — совещание "не добавило мне позитивных эмоций". Выступление министра экономики Алексея Улюкаева в Госдуме, а также комментарии министра финансов Антона Силуанова продемонстрировали расхождение мнений по краткосрочной стратегии на 2014-2015 годы: Минэкономики продолжает настаивать на модификации (в текущих условиях — смягчении, в Минэкономики отрицают такое намерение) бюджетного правила, Минфин — на его ужесточении.
Алексей Улюкаев обнародовал предварительные данные по макропоказателям первого квартала, демонстрирующие, что умеренный рост промпроизводства — одна из немногих хороших макроновостей: по расчетам Минэкономики, снижение ВВП к четвертому кварталу 2014 года составило 0,5% (год к году сохраняется рост в 0,8%), объем инвестиций за квартал упал на 4,8%. При этом формальное действие бюджетного правила требует считать нефтегазовыми доходами, расходование которых правило ограничивает, в том числе примерно 900 млрд руб. допдоходов, которые Минфин получит от снижения курса рубля. Господин Улюкаев еще 28 марта заявил о целесообразности увеличения дефицита бюджета на 2014 год на 1% для компенсации оттока капитала — в Госдуме он, по существу, повторил это предложение, сказав о том, что бюджетное правило должно быть "усовершенствовано".
Кроме этого, министр неожиданно заявил о необходимости "с осторожностью" хранить средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) в активах, номинированных в долларах и евро, объявив себя сторонником роста доли активов ФНБ, инвестированных в российские инфраструктурные проекты. Учитывая, что "ультраоптимистический" сценарий в расчетах Минэкономики нельзя даже теоретически реализовать без расходования всего ФНБ в 2014-2015 годы, это с некоторым приближением можно рассматривать как призыв Алексея Улюкаева к немедленному смягчению бюджетной политики в силу текущих проблем — угрозы нетехнической рецессии на фоне уже зафиксированного инвестспада и сильного оттока капитала.
Минфин дал ответ почти немедля, и Антон Силуанов также исходил из проблем, генерируемых всплеском оттока,— это резкий рост стоимости госзаймов на внутреннем и внешнем рынках. Министр даже с учетом увеличения номинальных бюджетных доходов считает рискованным исполнение программы внутренних заимствований (800 млрд руб. в 2014 году) на 0,5% ВВП и сомневается в исполнимости программы приватизации на 2014 год (порядка 200 млрд руб.) и в открытии окна для внешних займов РФ в этом году. В силу этого Минфин выступает с инициативой об ужесточении бюджетного правила — то есть в данном случае дополнительно сократить бюджетный дефицит на 2014 год. При этом господин Силуанов считает неконсервативным, а умеренно оптимистичным и не учитывающим геополитических и конъюнктурных рисков экономики первый вариант сценарных условий, предложенных Минэкономики на совещании 16 марта (0,5% роста ВВП в 2014 году, спад инвестиций в 1,9%, умеренная инфляция). Чиновники Минфина дали понять, что недовольны и включением Минэкономики в прогноз расчетного ослабления рубля в 37,8 руб./$. к концу года, считая это нереалистичным, и в целом высказали множество претензий к расчетам коллег.
Отметим, несмотря на то что формально обсуждение Минфином и Минэкономики касается скорее стратегии на 2014 год, много большее влияние оно будет иметь на структуру бюджета на 2015-2017 годы — и в этой связи решение вопроса о судьбе ФНБ и о выборе между вариантами ослабления или ужесточения бюджетной политики на среднесрочный период должно быть осуществлено летом 2014 года. Оба ведомства так или иначе ориентируются на неизбежность бюджетных проблем со второй половины 2014 года. Однако если Антону Силуанову сложно продемонстрировать, что будущие бюджетные проблемы адекватно велики тем объемам резервов, на поддержании которых Минфин настаивает с 2007 года, то Алексею Улюкаеву так же проблематично продемонстрировать сопоставимость будущего эффекта от инвестирования ФНБ в экономику с масштабами грядущего спада. При всей полярности позиций ведомства, вероятно, вполне устроит предсказуемый нулевой эффект от этих споров — то есть сохранение бюджетного правила в нынешнем виде по крайней мере на ближайшие полтора года.