«14 красных избушек» на одну «Золотую маску»
Спектакль из Воронежа претендует на национальную премию
Фестиваль «Золотая маска» уже подходит к концу, но в номинации «Малая форма» драматического театра пока трудно определить фаворита. Один из них — спектакль воронежского Камерного театра.
Воронежский Камерный театр, в этом году отмечающий, кстати, как и «Золотая маска», свое 20-летие, для экспертов премии всегда служит своего рода палочкой-выручалочкой. Когда им кажется (а кажется такое на определенном этапе отбора каждый раз, вне зависимости от персонального состава экспертного совета), что на российских просторах за пределами столиц и в пределах обсуждаемого сезона — печальный недород спектаклей, которые как минимум не стыдно показать в рамках главного театрального фестиваля страны, нужно просто садиться на поезд и ехать в город Воронеж. Театр Михаила Бычкова ниже уровня «нестыдности» никогда не опускается. Конечно, как у любого бегущего на длинные дистанции режиссера, у Бычкова случаются спектакли удачные и не очень, но в том, что мера театрального достоинства и хорошего вкуса будет на сцене соблюдена, можно не сомневаться. Воспитывая публику своего, не самого продвинутого, города, осторожный Бычков никогда не забегает слишком далеко вперед, но уважающий себя Бычков в то же время никогда не позволит себе оказаться позади зрителей или у них в услужении.
На нынешний фестиваль Камерный театр пригласили со спектаклем по пьесе великого воронежца Андрея Платонова «14 красных избушек». Написанная 80 лет назад трагикомедия про эксцентричного иностранного профессора, попавшего в голодающий советский колхоз у Каспийского моря, сегодня поражает прежде всего провидческой отвагой платоновского языка, дерзкого, свободного, но словно задыхающегося от отчаяния перед лицом несбывшихся революционных надежд и неизбывных человеческих страданий. Бычкова волнует, пожалуй, не столько трагедия времен раннего сталинизма, сколько лишенная примет времени история о разбитых ложных идеалах. Художник Николай Симонов окружил небольшую стену металлическим загоном — в него, похожего на тюрьму, превращается железнодорожный вагон, привезший в Совдепию гротескного иностранца. Вообще, спектакль начинается почти как клоунада, остро, ярко, с выразительными вторжениями красного цвета в общую приглушенную гамму. И кончается сильными драматическими сценами. Но между ними действие словно оседает в усредненный быт и теряет выразительность.
Впрочем, как уже сказано, воронежским Камерным театром номинацию, как кашу маслом, не испортишь. В целом, однако, список из десяти спектаклей «малой формы» пока оставляет впечатление составленного экспертами «Золотой маски» весьма небрежно — можно навскидку назвать несколько спектаклей, пропущенных ими, но более достойных, чем многие из включенных в конкурс по этому разделу. Наверное, расфокусированность собственной оптики эксперты решили компенсировать количеством. Можно было, наверное, в таком случае разыграть путевки в номинацию, просто кинув жребий.