Правила игры
дописывает Дмитрий Ъ-Бутрин, заместитель главного редактора
В проектах регулирующих актов российских органов власти заголовки совсем не самое главное и редко имеют собственный смысл — тем более что чаще всего эти документы озаглавлены "О внесении изменений в отдельные постановления...", то есть никак не озаглавлены. Тем более интересны случаи, когда в силу каких-либо обстоятельств заголовки имеют собственный смысл, который разработчики в него вряд ли хотели вложить. Например, на прошлой неделе Минфином РФ обнародован проект постановления правительства, из которого неподготовленный иностранец мог бы вынести предположение о том, что часть территории РФ расположена в Латинской Америке: документ, который Белый дом почти гарантированно подпишет в мае 2014 года, именуется так: "О предоставлении государственной гарантии Российской Федерации по обязательствам Республики Эквадор".
Госгарантии по обязательствам стран, обладающих собственным суверенитетом, очень нечасты. В истории РФ есть только один пример — в 2010 году Россия предоставила Анголе гарантии по обязательствам этой страны перед российским Росэксимбанком и его партнерами, финансировавшими создание ангольской системы спутниковой связи и вещания на базе спутника Angosat на $430 млн. Впрочем, в данном случае экзотичность формы гарантии была связана с полной нерыночностью сделки: "Рособоронэкспорту" ангольская система спутниковой связи нужна была едва ли не больше, чем Анголе.
Проект постановления Минфина в отношении Эквадора является де-факто калькой с ангольского, за одним исключением: речь идет о рыночном проекте экспортной "дочки" "Интер РАО" — "Интер РАО-Экспорт" — по переводу эквадорской электростанции "Термогас Мачала" на парогазовый цикл с удвоением мощности. ТЭС во вполне платежеспособном и нуждающемся в энергогенерации Эквадоре построена на базе оборудования GM. Впрочем, президент Эквадора Рафаэль Корреа, неоднократно проводивший в Москве переговоры на этот счет, никогда не скрывал, что речь идет об инвестпроекте компаний России, реализуемом на российские деньги, а владелец станции, энергетическая госкомпания CELEC EP, готова вложить в проект не более 15%. Оставшуюся сумму (по проекту постановления до $320 млн) компания берет в кредит у синдиката Росэксимбанка, ВЭБа и Газпромбанка под гарантии Эквадора как ее владельца.
Теперь же, когда гарантии Эквадора будут дополнительно покрыты гарантиями РФ, и "Интер РАО", и CELEC, и ее акционеры в проекте "Термогас Мачала" уже полностью застрахованы от рисков. Рафаэль Корреа — настоящий социалист, и разницу между РФ и российской акционерной компанией "Интер РАО" видеть не обязан. Но не проще ли отбросить условности и просто подарить Эквадору ТЭС, как и делалось во времена развитого советского социализма, а менеджменту "Интер РАО" выписать денежную премию за перевыполнение плана? Ведь к этому и сведется весь смысл гарантий России по выплате долга самой себе.