Поработают за ФАС
Власти Камчатки хотят зафиксировать цены на топливо
Удорожание топлива в Камчатском крае побудило власти региона задуматься о регулировании наценок на ГСМ. ФАС России готовит проверку поставщиков нефтепродуктов по всему ДФО. Глава Камчатского УФАС в открытом письме к губернатору выступил за введение фиксированных торговых надбавок на ГСМ и отметил, что не против создания специализированного ГУПа.
Власти Камчатского края пытаются урегулировать проблему повышения цен на топливо доминирующей на рынке региона «дочкой» НК «Альянс», ООО «Камчатнефтепродукт». С начала года Аи-92 на местных АЗС подорожал на 1,9 руб., до 40,6 руб. за литр (см. „Ъ“ от 15 апреля). Тем временем ФАС России объявила о намерении проверить обоснованность ценовой политики нефтяных компаний на всем Дальнем Востоке. Антимонопольщики Камчатки, однако, утверждают, что имеющихся у них правовых инструментов недостаточно. «Мы все понимаем, что при рентабельности, не превышающей 10%, никакой монопольной цены здесь быть не может. После каждого повышения цен мы запрашиваем документы. Но мы всегда пишем, что нарушения антимонопольного законодательства нет»,— заявила начальник экономического отдела камчатского УФАС Светлана Порфирьева.
Замминистра ЖКХ и энергетики края Виктор Мурзинцев отметил, что за последние два-три года в структуре стоимости топлива на Камчатке заметно увеличились не только закупочные цены, но и затраты на фрахт и перевалку грузов. Стоимость перевалки грузов «Камчатнефтепродукта» в 2013 году составила 98 млн руб., а в 2014 году — 123 млн руб. «Мы видим картинку, как у них меняется цена фрахта, как меняется цена перевалки, доставки до АЗС от нефтебазы, но глубже копнуть не можем, у нас нет полномочий и необходимых документов. Почему „Камчатнефтепродукт“ работает и осуществляет фрахт только с одним танкером „Санива“? Почему фрахт у „Камчатскэнерго“ составляет 1300 руб., перевалка груза на ТЭЦ-1 — 360 руб., а у „Камчатнефтепродукта“ фрахт составляет 2200 руб., а перевалка — 1593 руб.? Вот эти внутренние составляющие нам нужны. А дальше посмотрим»,— отметил он.
На этой неделе глава сайт Камчатского УФАС опубликовал открытое письмо главы управления Андрея Петрова. В нем глава УФАС подчеркнул, что ведомство не раз поднимало вопрос о необходимости установления фиксированной наценки на нефтепродукты, но безрезультатно. Он также обратил внимание, что в регионе до сих пор не налажена система обеспечения топливом Севера, из-за чего топливо бочками реализуют коммерсанты «по ценам, отличающимся порой в три раза от розничных цен краевого центра». «Это тот из немногих случаев, когда мы не против создания ГУПа, поддерживаемого бюджетом, так как понимаем затратность транспортировки небольших объемов по населенным пунктам полуострова»,— отмечается в письме. Также господин Петров попросил губернатора рассмотреть возможность восстановления в регионе нефтеинспекции, которая бы вела учет нефтепродуктов на заправках, «где зачастую не выдаются чеки». По его словам, «отсутствие прозрачности» не позволяет проводить «должный анализ» отрасли в регионе.
Вчера Владимир Илюхин проанонсировал встречу с руководством нефтяной компании в понедельник, 21 апреля. «Мы обсудим вопросы возможного снижения и стабилизации цены на автомобильное топливо на Камчатке с учетом ограничения торговой надбавки»,— сказал он. Пресс-секретарь «Альянса» Андрей Румянцев сообщил „Ъ“, что в НК готовы к диалогу.
Директор аналитического департамента United Traders Михаил Крылов отметил, что низкая результативность проверок связана с тем, что у ФАС «связаны руки» в вопросах правоприменения. При этом структура цены на бензин на Дальнем Востоке «относительно прозрачна», транспортные издержки составляют в ней 2,6 руб. за литр. Сбить цены можно двумя путями: «контролировать надбавки и национализировать „Альянс“ через покупку „Роснефтью“». Однако в краткосрочной перспективе наиболее эффективным решением вопроса остается контроль над надбавками, считает эксперт.