Между страстью и страстью

Татьяна Маркина об импрессионистах и модернистах на торгах в Нью-Йорке

Майские аукционы искусства импрессионистов и модернистов в Нью-Йорке — это главные торги года. Хотя сама категория — не главная: в 2011 году она уступила первую позицию на арт-рынке современному искусству. По совокупному объему продаж раздел "Импрессионисты и модернисты" занимает сейчас 42% рынка ("современное искусство" — 46%).

Единства в этом разделе нет. Импрессионисты (и постимпрессионисты) ведут себя на рынке искусства совсем не так, как модернисты, с которыми продаются на одних аукционах. Звезда первых почти закатилась. Они пережили сумасшедший успех в 1980-х и самом начале 1990-х, венцом которого стала покупка японским бизнесменом Сайто пары картин, "Портрета доктора Гаше" Ван Гога и "Мулен де ла Галетт" Огюста Ренуара. Он не только заплатил за них $82,5 млн и $78,1 млн, но и решил кремироваться после смерти с обоими полотнами. Лучшую рекламу трудно было бы придумать, но Японию постиг финансовый кризис, и спрос на импрессионистов стабилизировался только лет через десять. Но и сейчас их доля на рынке — едва 13%. По-настоящему музейные вещи в музеях; большинство полей и прудов Моне и девушек Ренуара, появляющихся на торгах, появляются там не первый раз (что неприятно покупателю).

Другое дело модернисты! Пабло Пикассо написал столько картин, что хватит и для музеев, и для частных коллекций (на ближайших торгах у двух аукционных домов — 27 работ Пикассо). Солидный круг покупателей обеспечивает художнику отличную ликвидность (этот параметр очень ценят инвесторы), а армия галеристов и арт-дилеров, которые его продают, никогда не позволят упасть ценам. С начала 2000-х годов Пикассо неизменно оказывается самым дорогим (с короткими перерывами на второе место) художником из тех, что продаются на публичных торгах.

Сейчас, когда покупателей искусства все больше интересуют инвестиции, самые статусные "вечерние" торги стали скучноваты — и у Sotheby's, и у Christie's один и тот же список "надежных" имен: Моне и Ренуар, Пикассо, Джакометти, Миро и Модильяни. Впечатляют скорее суммы, а не имена. Кстати, самыми выгодными с точки зрения инвестиций мировые аналитики считают произведения искусства стоимостью от $2 млн до $10 млн, и не важно, что это — китайский нефрит, восточный ковер или европейские холст/масло любой эпохи. У того, что дороже $10 млн, проблемы с ликвидностью, и в цене слишком много эмоций; это называется "инвестиции страсти" — продать раньше чем лет через 20 за ту же сумму не получится, зато все это время можно наслаждаться обладанием. Аукционные дома в сложном положении. Собрать весь каталог из "инвестиционных" картин, не иметь ничего многомиллионного на обложку — конкуренты засмеют. Взять много работ по $20-30-40 млн рискованно, не продашь даже одну, итог аукциона будет ниже ожидаемого — злобные арт-критики сразу заметят, и вот уже отрицательный тренд нарисовался. Так и балансируют между качеством и количеством. Всего на предстоящих аукционах двух домов (вечерних, и дневных, и торгов графикой) предлагается искусства на $680 млн ($359 млн у Christie's и $321 млн у Sotheby's). От их итогов зависит очень многое — от общего настроения покупателей до частных галерейных цен. И все это на полгода вперед — до следующих, ноябрьских торгов в Нью-Йорке.


Пабло Пикассо. "Портрет женщины (Дора Маар)", 1942 год

Пабло Пикассо. «Портрет женщины (Дора Маар)», 1942 год

Запертая в серой комнате, как в коробке, расчлененная на треугольники Дора на этом полотне восседает мрачным истуканом. Сдержанная, красивая серо-фиолетовая гамма, жесткая сеть взявших Дору в плен контуров, изящная шляпка и глаз в композиционном центре полотна — у этой картины отличные рыночные перспективы, скорее всего именно она станет топ-лотом всех торгов.

Christie's, эстимейт $25-35 млн


Клод Моне. "Кувшинки", 1907 год

Клод Моне. «Кувшинки», 1907 год

В поздний период Клод Моне написал огромную серию с видом заросшего пруда в своем саду в Живерни, это более 200 работ — от небольших эскизов до трехметровых панно. Искусствоведы с удовольствием видят в воде и листьях художника шаг к абстракции. Пятнадцать лет назад в Музее Оранжери в Париже впервые собрали около 60 полотен на эту тему, а в 2008 году за один из монументальных прудов на Christie's заплатили $72 млн. Представленный на предстоящие торги пруд славен не столько размером, сколько провенансом. Он происходит из собрания американского бизнесмена Кларка. Он прошел путь от простого золотоискателя до владельца шахт, железных дорог и сахарных заводов. К коллекционированию его склонила вторая жена, француженка; дело продолжили их дочери. Последний раз картина была на публике в конце 1920-х, что прибавляет ей ценности.

Christie's, эстимейт $25-35 млн


Константин Бранкузи. "Поцелуй", гипсовая отливка 1946 года

Константин Бранкузи, «Поцелуй», гипсовая отливка 1946 года

Скульптор-авангардист работал над темой "Поцелуя" четыре десятилетия, добиваясь монолитной, единой, почти кубической формы двух слившихся фигур. Для искусства скульптуры "Поцелуй" Бранкузи — то же, что "Авиньонские девицы" Пикассо для живописи. Этот вариант был вытесан из камня в 1923-1925 годах и сейчас хранится в Центре Помпиду. Единственная гипсовая отливка с него была сделана в 1946 году, она и продается.

Christie's, эстимейт $5-8 млн


Василий Кандинский. "Сцена на пляже", 1909 год

Василий Кандинский, «Сцена на пляже», 1909 год

Картина написана в 1909 году, в том самом важном периоде, когда художник так последовательно и красиво отступал от реальности в сторону абстракции, постепенно заменяя элементы пейзажа и фигуры динамичными цветными пятнами. "Сцена на пляже", по мнению специалистов аукционного дома, могла быть написана под влиянием поездки в Тунис — на это указывает фигура в длинной белой одежде. Впрочем, степень абстракции такова, что сюжет вполне может быть интерпретирован и как былинно-русский, с девушкой у реки. Рекордом для художника сейчас является сумма в $23 млн, уплаченная в 2012 году за его "Эскиз к импровизации N 8" того же славного 1909 года.

Christie's, эстимейт $16-22 млн


Анри Матисс. "Утренний сеанс", 1924 год

Анри Матисс, «Утренний сеанс», 1924 год

Полотно написано в Ницце с натурщицы и помощницы художника Генриетты Даррикаррер. Матисс писал ее обнаженной и за всякими занятиями — музицированием, чтением, игрой в шашки. Генриетта, кроме прочего, сама увлекалась живописью (Матисс даже устраивал с ней совместные сеансы). В картине главное, что интересует художника,— возможности света и соединение колористических эффектов с жесткой сеткой контуров. Свет у Матисса — это не сиюминутные состояния импрессионистов, а последовательное изучение того, как он влияет на оттенки и формы (например, красный пол в тени, в полутени, в блике и т.д.). При статичном сюжете картина полна движения — контуры пересекаются и наслаиваются, и вертикальные полоски на платье Генриетты входят в драматический конфликт с горизонталями решетки под окном.

Sotheby's, эстимейт $20-30 млн


Пабло Пикассо. "Голова Мари-Терез", 1932-1934 годы

Пабло Пикассо. «Голова Мари-Терез», 1932-1934 годы

Мари-Терез Вальтер, юной блондинке с чуть тяжеловатыми четами лица, повезло больше других возлюбленных Пикассо (в художественном смысле — в жизни все до единой были несчастны). Если Доре Маар в творчестве художника достался период, параллельный Второй мировой, резкие кубистические искажения и едкие или мрачные оттенки, то Мари-Терез — это конец 1920-х — 1930-е, сюрреализм, упругие линии и сочные цвета. Этот небольшой портрет остался у художника и потом перешел к его последней жене Жаклин, которая примерно в 1984 году подарила картину Уильяму Рубину, директору отдела скульптуры и живописи нью-йоркского MoMA.

Sotheby's, эстимейт $15-20 млн


Альберто Джакометти. "Площадь", 1948 год

Альберто Джакометти. «Площадь», 1948 год

Истощенные человечки самого дорогого скульптора в мире продаются бесперебойно и беспроигрышно. Особенно такие, довольно оригинальные и ранние: "Площадь" — это первая из многофигурных композиций, выражающая фирменные для скульптора-экзистенциалиста чувства изолированности личности, космического одиночества и разобщенности.

Sotheby's, эстимейт $12-18 млн


Жоан Миро. "Без названия", 1947 год

Жоан Миро. «Без названия», 1947 год

Эта картина написана художником-сюрреалистом на пике его славы, но не на пике творческой эволюции, который приходится на 1920-е годы. Работы того периода стоят свыше $10 млн (рекорд, установленный в 2012 году,— $37 млн). Однако именно у этого, позднего полотна отличные рыночные перспективы. Более полувека назад, после шумного успеха выставки серии картин "Созвездия" в Америке, художника пригласили расписать террасу отеля "Хилтон" в Цинциннати. Приехав в США, Миро познакомился с фотографом Томасом Бушаром; Бушар был увлечен современным танцем и живописью действия и решил снять документальный фильм о художнике. Осенью 1947 года затею воплотили: Миро писал картину — именно эту картину,— а Бушар снимал. Потом художник подарил созданное полотно автору фильма, надписав его на обороте. С тех пор картина хранилась в семье наследников Бушара.

Sotheby's, эстимейт $4-6 млн


Пьер Огюст Ренуар. «Девушки, играющие в волан», около 1887 года

Пьер-Огюст Ренуар. «Девушки, играющие в волан», около 1887 года

На рубеже 1870-х — 1880-х в импрессионизме случился кризис: участников движения не удовлетворяла ни коммерческая составляющая (совместные выставки не приносили дохода), ни эстетическая. Наметились пути перехода к постимпрессионизму: Ренуар, в частности, вновь увлекся Энгром и четкими контурами. Цвета стали локальней, формы ясней. Впрочем, художник не отказался от в конце концов принесшей ему славу манеры разбивать изображение солнечными пятнами. Картина происходит из коллекции семьи Кларк.

Christie’s, эстимейт $10–15 млн


Лионель Файнингер. «Карнавал в Гелмерода II», 1908 год

Лайонел Фейнингер. «Карнавал в Гелмерода II», 1908 год

Картина написана сразу после возвращения художника из Парижа в Германию. Он на редкость легко и быстро пережил влияние французского аналитического кубизма и итальянского футуризма, не сделался и фовистом. Цветовые дисгармонии Файнингера мягче и создают ощущение скорее «сказочности», чем «дикости»; контуры четкие и цветные, композиции динамичные. Более чем незатейливая архитектура церкви в деревеньке Гелмерода под Веймаром привлекла художника, видимо, именно своей простотой — он писал ее многократно, оживляя фигурками, которые, кажется, вот-вот сдует ветром.

Sotheby’s, $4–6 млн

Нью-Йорк, 6 и 7 мая

Вся лента