ИМЕНЕМ КОРОЛЕВЫ

ЭДВАРДИАНСКАЯ ЭПОХА

ЕКАТЕРИНА ИСТОМИНА

Одним из самых длинных и важных периодов во всей истории Великобритании заслуженно считается Викторианская эпоха. Королева Виктория правила страной и ее колониями более 60 лет. После ее смерти в январе 1901 года на престол вступил ее старший сын — король Эдуард VII, его правление было куда более коротким — до мая 1910 года, однако не менее важным.

Британский король Эдуард VII, женатый на статной красавице Александре Датской, вошел в историю мирового ювелирного искусства как автор знаменитой фразы, ставшей своеобразным девизом великого французского дома Cartier. "Картье! Король ювелиров, ювелир королей",— воскликнул Эдуард VII, король Британии и император Индии, на открытии лондонского магазина марки на Бонд-стрит в 1902 году. Действительно, в период его правления "священная" власть британских ювелиров была потревожена: британский двор стал обращать внимание и на творчество континентальных домов.

Эдвардианская эпоха — во многом благодаря влиянию, вкусу и красоте самой королевы Александры, а также витальному и светскому нраву короля, увлекавшегося охотой, бегами и талантливыми актрисами (в числе его фавориток нередко упоминалась великая Сара Бернар),— положила начало новой эстетике. Менялась архитектура, менялся стиль повседневной и светской жизни, становились другими костюмы и, конечно, ювелирные украшения. Строгие фамильные вещи, скучные колье-ривьеры, корсажные броши, старомодные браслеты-цепочки с брелоками уступили место необыкновенно артистичным украшениям.

К числу основных веяний Эдвардианской эпохи, которую нередко именуют "британским серебряным веком", причисляется, во-первых, колье-ошейник. Королева Александра не раз позировала для официальных государственных портретов именно в таких колье. Это могла быть шелковая лента, украшенная в центре бриллиантовой "пряжкой", или собранные в несколько ярдов жемчужные нити, скрепленные бриллиантовыми плашками. Второе веяние времени — очень длинное, в несколько ярусов, жемчужное колье, спускавшееся практически до самой талии.

Кроме того, в большой моде были браслеты, соединявшиеся цепочками с кольцом. Прототипом для подобных украшений послужил легендарный браслет Рене Лалика "Змея", сделанный для Сары Бернар. Очень широкие, невероятно пластичные браслеты, состоящие из нитей с бусинами (чаще всего такими бусинами были жемчужины), тоже пользовались успехом. В Эдвардианскую эпоху появились и большие асимметричные броши, как правило, цветочные — в форме цветов или с цветочным орнаментом. Цветы (но уже не классические пышные розы, а ирисы, лилии, хризантемы, фиалки), насекомые (бабочки, стрекозы), птицы, кутюр (колье в форме шарфов, драгоценные пояса, золотые ленты для волос) — все это "герои эдвардианского времени. Любимым материалом того периода был цветной и белый жемчуг, драгоценные камни, столь важные для британской короны, например синие сапфиры или рубины, получили новую огранку и редко использовались в качестве солитеров. Палитра эпохи непременно пастельная: розовый, серый, оттенки белого цвета, охра, сиреневый, фиолетовый цвета.

С эмоциональной точки зрения эдвардианские драгоценности наполнены домашним уютом, скромной, но чрезвычайно достойной красотой. Во многом такие настроения, заложенные в лучших украшениях, были связаны с ритмом жизни самой британской королевы Александры. Она уделяла много времени не светской жизни, а воспитанию детей, искусству и благотворительности. Таким образом, британские драгоценности утратили свой прежний государственный пафос и королевское величие, которыми они отличились в Викторианскую эпоху.

Вся лента