РАНЬШЕ ГОНКИ БЫЛИ БЛАГОРОДНЕЕ

ДЖЕКИ ИКС — О БОЛИДАХ И ЧАСАХ

— Есть ли разница между теми гонками, в которых побеждали вы, и теми, которые проводятся сегодня?

— Это колоссальная, феноменальная разница. В мое время автомобильные гонки были романтичным занятием. Мы были джентльменами на трассах. Мы боролись и уважали друг друга. Сейчас все иначе — автомобильные гонки стали коммерческими, а мы никогда не стремились зарабатывать деньги. Деньги, наверное, сами плыли нам в руки, но мы побеждали не ради них. К тому же раньше гонки были куда более опасным занятием. Можно было не доехать до финиша. И таких примеров очень много. Многие гибли, многие заживо горели в собственных автомобилях, разбивались. Это был сущий ад.

— Значит ли для вас что-нибудь скорость?

— Дело в том, что скорость не так уж и важна. По крайней мере, мало что значила в мое гоночное время. Главное — это контроль, умение держать все в своих руках, все контролировать. И себя, и автомобиль, и еще успевать следить за соперниками. И, конечно, важен контроль над трассой и над временем. Гонщик — не тот, кто рвется вперед быстрее всех на старте, а тот, кто способен выдержать напряжение всей гонки. Легко, знаете ли, стартовать. Это может каждый. Вы попробуйте добраться до финиша.

— Смогли бы вы сейчас управлять болидами, теми, которые участвуют в гонках сегодня?

— Нет, конечно! Я бы просто не справился с управлением. В этих автомобилях так много кнопок, столько напихано чертовой электроники, что с ума можно сойти. Нет, гоночный автомобиль, который похож на компьютер,— это не для меня. Раньше было совсем по-другому. Был кузов, в нем — руль, педали, мотор. Это были аскетичные гоночные машины, без всяких удобств. Они не давали поблажек гонщикам. Поэтому на них и разбивались: защиты ведь не было практически никакой.

Chopard Jacky Ickx Edition IV, 2009

— Как вы попали на винтажную гонку Mille Miglia? И где и как вы познакомились с семьей часовщиков и ювелиров Шойфеле из Chopard?

— Mille Miglia — ралли классических автомобилей. На мой взгляд, это лучшее ралли. Но для меня Mille Miglia — это, прежде всего, настоящая крутая гонка. Такая, какой она была быть до той ужасной катастрофы, случившейся в 1957 году. Тогда погибли зрители, насмерть разбился пилот. И гонку прекратили. Тогда казалось, что навсегда. Слишком уж велики были человеческие потери. Но, к счастью, Mille Miglia удалось возродить, правда, в другом качестве: сегодня в этом ралли классических автомобилей имеют право принимать участие только те автомобили, которые ездили в спортивной гонке. Поэтому Mille Miglia — это стопроцентно антикварная гонка. Очень честная. Кроме того что это азартно, это еще и очень красиво и элегантно. Я словно возвращаюсь во времена своей молодости. Я езжу на старинных Aston Martin, Mercedes-Benz, Ferrari и Porsche.

С семьей Шойфеле мы познакомились 20 лет назад и с тех пор мы большие друзья. Помимо человеческих симпатий, у нас есть и общие дела: мы вместе катаемся на Mille Miglia. Мне всегда нравилось, что отец и сын Шойфеле увлекаются коллекционированием старинных машин. У них есть даже трактор Porsche! Я с любовью ношу их спортивные часы — из коллекции Mille Miglia.

— Что для вас часы? Вы пользуетесь ими или узнаете время, к примеру, на экране мобильного телефона?

— Я редко пользуюсь мобильным телефоном и, как вы понимаете, к компьютерам я совершенно равнодушен. А к часам — нет, я всю жизнь носил часы. Правда, во времена моей молодости часы были меньше. Но тогда и мои глаза были острее. Сегодня мне нужны большие часы, к счастью, благодаря моей дружбе с Карлом и Карлом-Фридрихом Шойфеле часов у меня много.

Беседовали Екатерина Истомина и Алексей Тарханов

Вся лента