ЖЕНЩИНАМ НУЖНЫ ПРАКТИЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ

Личия Маттиоли, Mattioli

Личия Маттиоли является президентом организации итальянских ювелиров Federorafi. Вдохновение для коллекций она находит повсюду: на далеких континентах и в работах любимых художников. В следующем году основанной ею марке Mattioli исполнится 15 лет.

— Как возник ваш интерес к ювелирному делу?

— В возрасте 10-12 лет я делала украшения из муранского стекла — ожерелья, браслеты. Делала для себя, потом показала своим друзьям, заинтересовались даже мамы моих подружек. Но я ничего не продавала — просто дарила. Потом забросила это ремесло: получила филологическое и юридическое образование и даже организовала в родном Турине галерею современного искусства. И так, наверное, и не вернулась бы к ювелирному делу, если бы не отец. В середине 1990-х он начал искать компанию для нового бизнеса и нашел в Турине старинную ювелирную фабрику Antica Ditta Marchisio, которая с 1860 года имела свое клеймо качества и производила украшения для некоторых итальянских компаний. Отец решил объединить производственные и творческие усилия, а также привнес в малый ремесленный бизнес методы большого промышленного предприятия. Он вложил немало денег в техническое оснащение старинного производства: приобрел новейшие инструменты и машины. Примерно то же самое происходило в эпоху ар-деко, когда художественное ремесло встало на новые технологические рельсы, а поэтому получило массу возможностей для воплощения. Но мы добавили к традиционному ювелирному делу и современное вдохновение: этнику, символы других культур, современное искусство — цветовую палитру Мондриана, скульптурную подвижность Колдера. Например, во время поездки в Тибет я узнала, что мать, выдавая дочь замуж, дарит ей кольцо из золота или даже из простой проволоки. Чем больше кольцо, тем счастливее будет брак дочери. Благодаря этому ритуалу появилось кольцо Tibet, которое опутывает палец золотыми нитями.

— Одной из визитных карточек Mattioli являются цепи. Почему?

— Ювелирные украшения для меня игра и развлечение. С цепями это легко получается. Старинные техники туринских мастеров позволяют превращать звенья цепи не только в колье и браслеты, но и в кольца, серьги. Недавно мы дополнили цепи фрагментами перламутра, окрашенного в яркие цвета, вы можете комбинировать их по своему усмотрению. Так, в серьгах Eclissi можно сочетать цветной перламутр с золотым. А кольца Yin Yang состоят из двух изогнутых половинок, похожих на головоломку, они позволяют создавать множество цветовых сочетаний: каждое звено-полукольцо украшено паве из рубинов, цаворитов, бриллиантов. Я считаю, что современным женщинам просто некогда тщательно продумывать, что надеть. Поэтому им нужны аксессуары, но исключительно удобные и практичные, сменные, многофункциональные. Все это может учесть только женщина, создающая украшения для других женщин. Мужчины-дизайнеры думают только о красоте.

— Вам больше нравятся крупные камни или мелкое цветное паве?

Mattioli, подвеска Burano, 2014

— У Mattioli есть коллекция колец под названием "One". Для нее я отбираю цветные камни интересных оттенков, причем исключительно кабошоны. В этом году есть коктейльные кольца с лавандовым жадеитом, лунным камнем, розовым опалом, халцедоном, а также редким бело-голубым минералом ларимар из Вьетнама.

— Вы находите вдохновение в культурах многих стран. А в родной Италии?

— Конечно! В последней коллекции есть кольцо Arcimboldo, созданное по мотивам картин знаменитого художника XVI века. Я подумала, что есть определенный вызов в том, чтобы попытаться передать в камнях и эмали его фруктово-овощные сюжеты. Было непросто подобрать материалы для цветовой композиции — кораллы, изумруды, аметисты, цитрины, сапфиры разных оттенков плюс эмаль. Мы много работали на компьютере, потом с восковой моделью, а затем до хрипоты спорили, как передать ту или иную деталь живописного полотна. Пока выпустили только "Весну", но планируем представить полную коллекцию времен года, как у Арчимбольдо. Каждое кольцо требует около одного года работы. Мы также делаем анималистические ювелирные линии. В этом году у нас их две — Bagheera и Urban Animals. Первая появилась на свет просто как забавная шутка на тему известной книги Киплинга. Я всегда воспринимала ее как детскую сказку — и вот сделала скульптурное кольцо на два пальца с глазами из цветных камней и ониксовым носом. Вторая — попытка создать животных в духе Mattioli: подчеркнуть их независимость, агрессивность, самобытность. Так появились скульптурные кольца в виде голов хищных зверей — носорога, слона, быка, пантеры. Фактурное полосатое золото украшено вставками из дымчатого кварца.

— Как бы вы описали стиль Mattioli?

— Я бы сказала: многогранный, многообразный, многоцветный — во всех определениях есть слово "много". И конечно, это украшения, созданные женщиной для других женщин. Мужчины действуют как художники, они редко думают о том, сколько весят серьги. Они не думают о многофункциональности, которая позволила бы не брать с собой в дорогу кофр с драгоценностями.

Беседовала Нина Спиридонова, Robb Report

Вся лента