ЯРМАРКА БЕЗ ТЩЕСЛАВИЯ

Алексей Тарханов

Базельская часовая ярмарка BaselWorld — не только самая большая на свете, но и самая демократичная. Мало того, что сюда пускают публику — правда, лишь постоять у витрин павильонов (понятно, в гости к президентам Chopard или Rolex зайти не удастся). Разгул демократии еще и в том, что здесь участвуют не только самые сильные, старинные, богатые или очень модные марки, как на SIHH в Женеве, а все, ну или почти все. Там их шестнадцать, а здесь — тысячи.

Эти марки разного возраста и уровня. Единственное, что их объединяет,— это азартное желание еще раз сделать что-то новое в часовом деле, где последние революции отгремели в позапрошлом веке. И самое удивительное, им это часто удается.

Конечно, здесь идут презентации и заключаются сделки, но, в отличие от снобской Женевы, сюда приезжают не только профессионалы: часовщики и покупатели, не только журналисты, но любители и коллекционеры из всех стран, где умеют смотреть на часы. Часовая классика и часовой авангард мирно соседствуют под необъятной базельской крышей.

В прошлом году павильоны ярмарки расширили вдвое, а то и втрое. Выставка увеличила свои размеры до невероятных 141 тыс. кв. м. Главную площадь перекрыли двумя дополнительными этажами, появилось новое крыло, прежней старой выставки не узнать — даже завсегдатаи, привыкшие к неизменному расположению славных брендов, путаются после переезда.

Новый Базель — это двухэтажная металлическая структура, которая легла на старые павильоны с одной стороны площади, пересекла площадь и продолжилась дальше. Напротив главного входа на ярмарку появилось новое здание, в котором предусмотрены не только тысячи дополнительных выставочных квадратных метров, но и аудитории и концертные залы. А ровно над площадью плита расступается и огромное круглое отверстие в ней высотой в два этажа открывает собравшимся солнце. Эффект удвоен тем, что свет отражается от металлических боков этой прекрасной дыры, сквозь которую можно видеть небо и облака. А вечером ее подсвечивают прожекторами.

Эта площадь разрисована трамвайными путями и истоптана публикой BaselWorld в лихорадочных пробежках между выставочными ангарами, пресс-центром и находящимися здесь же отелями, в которых места на время ярмарки распределены на сотню лет вперед.

Невероятные просторы, но та же толчея посетителей и участников. И все равно ни одной надписи "это место сдается". Сдается как раз, что за каждый квадратный метр здесь надо бороться, как за сотку на Николиной горе.

Чтобы тебя заметили, если ты не Патек и не Филипп, нужно очень постараться. Марки гордятся новыми павильонами, которые сплошь заказывают знаменитым архитекторам. Те, кто доживает год в старом помещении, завистливо цедят сквозь зубы в адрес удачливых соседей: "Не все же строить, кому-то надо и часы делать". Количество новинок, которые марки готовят к Базелю, превышает все возможности осмотра и описания. После ярмарки кулаками не машут. Все, что не удалось показать лицом, считай, пропало. Когда еще твои успехи заметят, если на базельской миле ты уступил сопернику.

Аллея Славы, где с незапамятных времен выстроились павильоны главных часовых марок, напоминает советскую ВДНХ. В довершение сходства здесь посадили березки и русская речь слышится так же часто, как французская, немецкая или английская. Отличие, возможно, только в том, что вместо позолоченных девушек фонтана Дружбы Народов на Выставочной площади веселятся под оркестры люди со всех концов света, а вместо воды льется шампанское.

Задача Базеля поразить и удивить и лишь потом убедить. В дни ярмарки здесь — невероятное количество удивительных вещей, сделанных для нашего удовольствия и для красоты, а не только ради презренной пользы. BaselWorld — ярмарка не тщеславия, но гордости. Тут часовщики и ювелиры, люди, которые работают для нас, получают от нас взамен возможность работать. И каждый из нас, вне зависимости от бюджета,— меценат часового и ювелирного искусства.

Тридцать лет назад это искусство могло навсегда исчезнуть под натиском кварца. Приятно думать, что мы его спасли. Мы поступили мудро, не доверив электронике отсчет самых приятных часов нашей жизни. В которые, несомненно, входит и весенняя неделя в Базеле.

Вся лента