«Воронежавиа» напомнила «Полету» о долгах

Компания грозит приостановить обслуживание перевозчика

С 22 апреля воронежский аэропорт (ОАО «Авиакомпания “Воронежавиа”», контролируется финансовой компанией «Аксиома») приостанавливает обслуживание всех рейсов и воздушных судов своего базового перевозчика и бывшего владельца — ЗАО «Авиационная компания “Полет”». Причиной «Воронежавиа» называет долг перед ней «Полета» в 40 млн руб. Именно из-за него аэропорт с марта пребывает в процедуре банкротства, уверяют в «Воронежавиа». Впрочем, в «Полете» такие заявления считают провокационными и говорят об обратных претензиях. Аналитики считают, что вероятность реальной приостановки операционной деятельности «Полета» в Воронеже низкая, но напоминают, что у авиакомпании есть и другие кредиторы, что может привести к ее банкротству.

В ОАО «Авиакомпания “Воронежавиа”» вчера пояснили, что обслуживание воздушных судов «Полета» приостанавливается до полного погашения задолженности в 40 млн руб. В течение нескольких лет «Полет», еще будучи владельцем аэропорта (продал свою долю в «Воронежавиа» «Аксиоме» в 2013 году) и его базовым перевозчиком, регулярно нарушал обязательства по оплате наземного обслуживания собственных воздушных судов в аэропорту. Просрочка оплаты доходила до трех месяцев, и это негативно сказывалось на финансовом и техническом состоянии аэропорта, поясняют в «Воронежавиа»: «Начиная с сентября 2013 года просроченная задолженность “Полета” перед “Воронежавиа” достигла 40 млн руб. Следствием сложившейся финансовой ситуации предприятия и постоянных неплатежей со стороны основного контрагента стало введение 17 марта 2014 года в отношении “Воронежавиа” процедуры наблюдения».

Как пояснил член совета директоров «Воронежавиа» Иван Кандыбин, найти авиакомпании на рейсы «Полета» будет «несложно». Сейчас, по его словам, у «Воронежавиа» есть предварительные договоренности об этом с уже обеспечивающими регулярные рейсы воронежского аэропорта «ЮТэйром» и «Руслайном». «Если ранее доля “Полета” в объеме перевозимых пассажиров доходила до 70%, то сейчас она составляет порядка 40% и уменьшается с каждым месяцем. В этом году “Полет” даже не заявил летнюю программу», — отметил господин Кандыбин. «Однако сейчас у нас полным ходом идет реконструкция, и мы не можем позволить себе заниматься благотворительностью. По договору мы вообще должны работать на условиях предоплаты», — добавил собеседник „Ъ“. Впрочем, речи о прекращении базирования «Полета» в Воронеже пока не идет, уточнил Иван Кандыбин, подчеркнув при этом, что многие авиакомпании проявляют «живой интерес» к аэропорту. При этом отдельного договора у авиакомпании с авиапредприятием нет, между ними заключен лишь типовой договор.

Гендиректор и владелец ЗАО «Авиакомпания “Полет”» Анатолий Карпов рассказал вчера „Ъ“, что сумма долга перевозчика перед аэропортом «далеко не 40 млн руб.», так как имеются претензии «и в обратную сторону». «Они используют много нашей техники, просто документы о признании долга еще не подписаны, и их обращение в СМИ выглядит как шантаж, — пояснил господин Карпов. — Это просто спор хозяйствующих субъектов, который должен решаться в суде. А они уже обратились и в Росавиацию, но и мы туда письмо написали». По мнению Анатолия Карпова, новые владельцы аэропорта «действуют некорректно, плохо разбираясь в специфике новой для себя сферы»: «За прошлый год на нас они заработали 80 млн руб. — основной доход. И чего они сейчас добиваются, чтобы мы ушли? Уйдем, нам есть откуда еще летать». Впрочем, господин Карпов выразил надежду, что до 22 апреля проблема с долгом будет решена.

Директор по развитию авиакомпании «Руслайн» Константин Ашифин не удивился наличию долга: «Очевидно, господин Карпов все еще не может перестроиться. Привык к тому, что долгое время обе компании контролировались им и поддерживали друг друга, теперь же многое надо менять». Одновременно господин Ашифин не считает, что из-за этого спора могут возникнуть серьезные проблемы у какой-то из сторон. «У Анатолия Карпова специфический взгляд на бизнес, его такие проблемы не пугают, и ему действительно есть откуда летать. Для аэропорта тоже ничего критичного не происходит, так как других перевозчиков, готовых совершать рейсы из Воронежа, предостаточно. К примеру, “Руслайн” готов в ближайшее время увеличить частоту полетов при необходимости», — добавил господин Ашифин.

Руководитель аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что обслуживание рейсов вряд ли будет приостановлено: «Во-первых, из-за неудобств пассажиров на это всегда жестко реагирует прокуратура. Во-вторых, приостановка операционной деятельности в базовом аэропорту — очень серьезная угроза существованию авиакомпании. Аэропорты понимают, что денег в случае чего им не вернуть, и, как правило, ограничиваются заявлениями». Впрочем, учитывая долговую нагрузку «Полета», состоящую не только из задолженности перед «Воронежавиа», он не исключает возможности банкротства «Полета», когда у кого-то из кредиторов «не выдержат нервы». Если обслуживание рейсов все же будет приостановлено, это так или иначе ударит и по бизнесу аэропорта. «Найти претендентов на обслуживание московских рейсов несложно, но замещение полетов на сети региональных маршрутов и регулярных международных линиях — дело долгое, и такую замену не всегда можно найти», — резюмировал эксперт.

Мария Старикова, Андрей Цветков

Вся лента