"Депутаты слишком много внимания уделяют повышению статуса сотрудников спецслужб"
Парламентарии ужесточат ответственность за терроризм. 18 апреля нижняя палата парламента рассмотрит поправки к так называемому антитеррористическому пакету законопроектов. На вопросы ведущих Олега Богданова и Оксаны Барыкиной ответил член Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев.
Поправки были внесены в Госдуму в январе 2014 года, после взрывов в Волгограде. В частности, в документах предложено расширить полномочия ФСБ в сфере борьбы с терроризмом, увеличить наказание за террористическую деятельность, а также ограничить суммы переводов при использовании электронных платежных систем. Ко второму чтению депутаты предложили внести в законопроект ряд изменений.
Ок.Б.: Александр Николаевич, не приведет ли такое ужесточение к злоупотреблениям со стороны силовых ведомств?
А.П.: Дело в том, что если говорить о противодействии терроризму, то, на мой взгляд, депутаты слишком много уделяют внимания именно повышению статуса самих сотрудников спецслужб, а также очень много внимания противодействию в сфере теневой экономики. Но, к сожалению, они почему-то не уделяют внимания организационным вопросам, то есть, например, улучшению эффективности взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в сфере противодействия терроризму. Я считаю, что важно было бы заниматься и обеспечением, координированием работы органов государственной власти с общественными, религиозными организациями. В общем-то, это то, чего требует концепция противодействию терроризму.
Ок.Б.: То есть нужно проводить работы без привлечения силовых структур в частности?
А.П.: В данном случае работа должна делиться на три части. То есть силовая — это силовые структуры, организационная — этим занимаются органы государственной власти, и политическая, которую должны вести политические партии, в особенности те, которые заседают в парламенте. То есть они должны формировать ту самую антитеррористическую политику. Но они, к сожалению, себе никаких задач в законодательном плане не ставят. Я считаю, это большое упущение.
О.Б.: Меня заинтересовала тема про электронные платежные системы. Насколько реально — вы, наверное, изучали эту проблему — поставить под контроль, насколько реально следить за ситуацией, куда и как?
Ок.Б.: Как вычленить?
О.Б.: Да, по каким каналам идут деньги, по каким направлениям? Что необходимо для этого делать?
А.П.: Во-первых, конечно же, деньги могут террористам поступать по каким-то анонимным электронным каналам. Это, конечно, затруднит их деятельность незначительно, потому что, в основном, если доставляются деньги, то это, насколько мне известно, курьеры, которые везут деньги наличными. А вот вычислить их — еще труднее. И еще есть система таких нелегальных банков. В принципе, они, конечно, играют роль снабжения или, скажем, финансирования террористической деятельности.
О.Б.: Я, кстати, об этом и говорю. Все электронные транзакции очень легко контролируются. Даже был один известный американский фильм, где главная задача разведывательного управления была заставить террориста позвонить, то есть, чтобы он как-то вышел на связь, вышел в интернет, и тогда его вычисляют. То есть электронная система, любая причем, она, наверное, способствует вычислению всех незаконных и подозрительных операций?
А.П.: Я полностью с вами согласен. Там, где есть возможность контролировать у государства, там террористы не будут применять эти технологии. Они будут применять только те технологии, которые действуют в сфере теневой экономики.