"На Министерство образования был возложен очень большой объем работы"

Минобрнауки заняло первое место по неэффективности работы. Ведомство стало лидером среди остальных министерств по количеству неразработанных нормативных актов, сообщают "Известия". На вопросы ведущих Олега Богданова и Оксаны Барыкиной ответил председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов.

Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ

Согласно подсчетам Счетной палаты России, чиновники не приняли 19 нормативно-правовых актов, которые необходимы для полноценной работы сферы образования и науки. Второе место занимает Министерство культуры. Следом за ним — Министерство спорта.

Ок.Б.: Почему именно Министерство образования на первом месте? Какие там проблемы?

В.Н.: Мне сложно сравнивать работу других министерств, я могу оценивать работу Министерства образования по законотворческой деятельности. Мы, естественно, не в восторге от этой работы. У нас, как комитета Государственной думы, достаточно грамотное взаимодействие с правовым департаментом. Главная причина, я думаю, — это то, что был принят закон "Об образовании", он вступил в действие с 1 сентября 2013 года. Это первый комплексный закон об образовании, который был принят в истории Российской Федерации. И в Советском Союзе такого закона не было. Его принятие означало необходимость выработки порядка 200 нормативных актов. Это гигантский, конечно, объем работы, и я понимаю, что с ним было очень трудно вовремя справиться. Тем более, что некоторые из этих нормативных актов были очень тяжелые, например, связанные с созданием совершенно новой системы аттестации кадров высшей квалификации, присвоения ученых степеней. Принятие решения правительства включало в себя многочисленные согласования, межведомственные разногласия, политические баталии и так далее, и так далее. Поэтому я знаю тот огромный объем работы, который там был, и не всегда это было министерство.

Ок.Б.: Почему так получается, что объем работы берут огромный и вовремя не справляются? Может быть, люди не квалифицированные?

В.Н.: Дело не в этом. Когда был принят закон "Об образовании", уникальный закон, там было очень много отсылочных норм. Отсылочные нормы — это значит, те или иные позиции должны быть отрегулированы нормативными актами. В данном случае это не выбор министерства, это выбор законодателя. То есть на них был возложен очень большой объем работы, с которым они вполне справились. Но в целом я бы не сказал, что нормативные работы — это то, что сдерживает или препятствует развитию образования. Когда надо, нормативные акты могут очень быстро приниматься, как, например, 18 апреля мы будем рассматривать очень важный законопроект, который поможет интегрировать образовательную систему Крыма в образовательную систему Российской Федерации. Это очень нетривиальная задача, как оказалось, но она успешно будет решена.

О.Б.: Вячеслав Алексеевич, как дети переходят от украинской системы к российской? Какие отзывы есть по этому поводу? Есть сложности? Есть у вас какая-то информация по этому поводу?

В.Н.: Главная сложность заключается в том, что сегодня, по законодательству Российской Федерации, ни одно образовательное учреждение Крыма не имеет права осуществлять образовательную деятельность, потому что у них нет ни российского юридического лица, ни аккредитации, ни лицензии на образовательную деятельность. Поэтому эту задачу сейчас мы и решаем. В принципе, конечно, переход будет очень выгодный для украинской образовательной системы, потому что у нас и образовательные стандарты повыше, и, конечно, зарплаты учителей заметно больше. Собственно, есть только две позиции, по которым в материальном отношении украинские студенты и преподаватели выиграют: там выше стипендии, там больше пенсии для пенсионеров из профессорского преподавательского состава. Естественно, это будет сохранено, но по всем остальным позициям, конечно, очень серьезный проигрыш на Украине.

Ок.Б.: Что Россия выиграет или не выиграет от такого интегрирования?

В.Н.: Я думаю, Россия выиграет очень много от интеграции Крыма, мы воссоединили Россию и Крым.

Ок.Б.: Я имею в виду, что бюджетные места в вузах, например, теперь придется делить на большее количество людей, правильно я понимаю?

В.Н.: Бюджетные места добавляются. Естественно, Крым получит необходимое количество бюджетных мест. Это не так много по образовательной системе. Если сравнивать Крым с российскими субъектами, то это как средний российский субъект, например, Самарская область. Что касается расходов, то если брать расходы российской образовательной системы, при всей критике того, что мы мало тратим на образование, то, на мой взгляд, правильно консолидированный бюджет российского образования на 2014 год — $90 млрд приблизительно. Весь федеральный бюджет Украины — $60 млрд. Поэтому мы просто говорим о разных порядках цифр, и, конечно, для России это не самая большая проблема.

Вся лента