"Восточноукраинские регионы хотели бы де-факто полной самостоятельности"
Правительство Украины поручило до 1 октября провести обсуждение вопроса о децентрализации власти. Кабмин принял распоряжение об организации обсуждения изменений в конституцию страны. На вопросы ведущих Олега Богданова и Оксаны Барыкиной ответил научный руководитель Центра исследований и модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин.
Согласно документу, чиновникам нужно организовать и обеспечить обсуждение соответствующих изменений в конституцию с привлечением органов местного самоуправления, их ассоциаций, общественности, научных и деловых кругов.
Ок.Б.: Как вы считаете, на решение повлияла вчерашняя встреча в Женеве?
Д.Т.: Повлияла — это не то слово. Я думаю, что именно такого рода встреча могла осуществить какие-то изменения во внутренней политике Украины. Слава богу, на встрече были достигнуты позитивные договоренности, поэтому власть в Киеве должна будет трансформировать свою позицию. Они это, правда, называют не столько федерализацией, на чем настаивает восток Украины, сколько децентрализацией, но я думаю, что смысл от разных слов не меняется.
О.Б.: Но суть этого поручения — это до 1 октября провести обсуждение вопроса, но можно и до 1 декабря обсуждать. Реальными какими-то действиями эти обсуждения закончатся, как вы думаете?
Д.Т.: Я надеюсь, закончатся, потому что все-таки Украина в нынешнем положении зависима от позиции Соединенных Штатов, России и Евросоюза. У Украины очень тяжелое экономическое положение, и, конечно, с мнением этих лидеров международного сообщества Украина должна будет считаться. Кроме того, я не вижу ничего страшного для Украины, для киевских властей, если действительно произойдет федерализация. Это ведь, собственно говоря, компромисс. Если бы дело кончилось историей типа крымской, с отделением регионов и, может, присоединением к России, это было бы для Украины хуже. Я не вижу каких-то проблем в том, чтобы пойти на федерализацию.
О.Б.: Что федерализация дает региону, в частности, допустим, Донецкой области?
Д.Т.: Во-первых, надо посмотреть какая еще будет федерализация. Скажем, федерализация в Соединенных Штатах и в России — это совершенно разные вещи. Я думаю, понятно, что самостоятельность американского штата или Тамбовской области несопоставима. Поэтому что конкретно получит Донецк, мы узнаем, когда этот процесс реально пройдет. Но я так понимаю, что восточноукраинские регионы хотели бы де-факто полной самостоятельности, не де-юре, а де-факто хотели бы защиту прав русского языка, хотели бы как можно меньше зависеть от Киева. Возможно, хотели бы меньшего перераспределения экономических благ, поскольку основной валовой продукт все-таки на Украине создается в восточных, в Киеве и в восточных регионах, не на западе.
Ок.Б.: Как вы считаете, то, что произошло в ночь с 17 на 18 апреля, стрельба, как сообщают СМИ, это как-то повлияет на нынешнюю власть, на те решения, которые были приняты 17 апреля? Они как-то это совместят?
Д.Т.: Да, такие вещи, конечно, влияют. Собственно говоря, два ваших ключевых вопроса — повлияла ли Женева или повлияла ли стрельба — они определяют пространство для маневра. С одной стороны, Россия, США и Евросоюз будут требовать мирного разрешения проблемы, с другой стороны, есть неконтролируемые вооруженные формирования, есть экстремизм как на востоке, так и на западе Украины. Поэтому власти должны будут балансировать между этими давящими на них силами.
О.Б.: С теми силами, которые сейчас провозглашают Донецкую республику, которые контролируют ситуацию в некоторых областях, в той же Донецкой области и Луганской области, с ними-то никто не разговаривал? На них кто влияет?
Ок.Б.: И с кем разговаривать, кстати?
Д.Т.: Обычно с такими силами, конечно, никто не разговаривает. Если вспомнить югославские трагические события, с местными лидерами не разговаривали, а некоторые из них потом отправились в Гаагу. Я думаю, что лидеры вооруженных формирований в конечном счете вынуждены будут принять решения, о которых есть договоренность наверху. Но обычно бывает так: они принимают эти решения, если наверху между ключевыми политическими игроками достигнуто единство. Если, как в случае с Крымом, единства нет, то тогда местные лидеры вдруг оказываются какими-то героями, спасителями Отечества, их превозносят и так далее. Но хотелось бы надеяться, что в случае с востоком Украины все-таки решать будут ответственные политики, а не безответственные лидеры с винтовками.