Скажи наркотикам "дед"
Арнольд Шварценеггер в "Саботаже"
Премьера кино
Новый торжественный ветеранский выход Арнольда Шварценеггера происходит в триллере "Саботаж", где живая легенда выступает в нехарактерном для него отрицательном качестве. В этой полицейской чернухе вообще много отрицательного — в каком-то смысле слово "саботаж" ЛИДИЯ МАСЛОВА отнесла бы и к режиссерской работе.
Некоторая халатность Дэвида Эйра в "Саботаже", вероятно, связана с чрезмерным почтением к Арнольду Шварценеггеру — режиссер слишком полагается на него, считая, что звезды такого калибра будет достаточно с любым сценарием и режиссурой, а уж если его заставить почаще раскуривать свою большую толстую сигару, зритель будет целовать руки от восторга. Но в данном случае весь арсенал шварценеггеровских поз и монументальных ужимок вызывает по итогу скорее лишь сдержанное "спасибо".
В "Саботаже" Дэвид Эйр, как он уже это делал в "Патруле" (End Of Watch), расписывает брутальными красками романтику полицейских будней. Герой Арнольда Шварценеггера руководит элитным подразделением управления по борьбе с наркотиками, десять бойцов которого имеют очень приблизительные представления о профессиональном долге, чести и совести. Обнаружив в особняке одного наркобарона 200-миллионную нычку, они решают отложить себе десятку на безбедную старость, но кто-то тут же уводит деньги у них из-под носа и начинает убивать членов отряда, по возможности креативно — например, один из персонажей однажды ночью обнаруживает себя заблокированным в своем трейлере на рельсах перед мчащимся поездом.
Натуралистические сцены насилия перемежаются казарменными шутками. Две из них проходят сквозь фильм красной нитью: "Признавайтесь, кто из вас пернул?" и "Стриптизерша пришла!". Последняя относится к детективше (Оливия Уильямс), расследующей убийства спецагентов, среди которых тоже есть одна представительница условно слабого пола (Мирей Инос), жена бойца по кличке Монстр (Сэм Уортингтон). Впрочем, отношения в команде достаточно семейные, чтобы воспринимать супругу одного этакой "женой полка". По долгу службы она внедряется в наркобаронское окружение под легендой проститутки, но сама, похоже, больше секса любит наркотики и, как кошка на валерьянку, делает стойку на жидкий мет, канистры с которым обнаруживаются в ходе очередной антинаркотической спецоперации. Следовательница, несмотря на строгий брючный костюм, тоже женщина широких взглядов — любит плавать ночью голая в бассейне, поставив на бортик бокал вина, и даже заводит с героем Арнольда Шварценеггера что-то типа мимолетных романтических отношений.
Сексапил старого солдата, которого за глаза восхищенно называют "богом войны", Дэвид Эйр старается подчеркнуть и усилить, испещрив его разнообразными татуировками. Остальные бойцы тоже несколько злоупотребляют татуажем, как бы пытаясь компенсировать отсутствие у них яркой индивидуальности (несмотря на попытки наделить каждого какой-то понтовой кличкой). Сильно отличиться удается лишь одному, который накалывает на спине вдоль хребта что-то продолговатое, после чего каждый из его товарищей считает своим долгом задорно поинтересоваться: "Это что, член?"
В общем-то сам жанр "Саботажа" можно обозначить как "фильм-татуировка", в котором важен сам факт символического нанесения на экран изображения Арнольда Шварценеггера. Но в данном случае оно само по себе не может служить достаточным поводом для просмотра, в отличие, скажем, от далеко не шедеврального "Плана побега", где актер преподнесен гораздо более остроумно. Дэвид Эйр же с заявленной сверхзадачей — показать икону жанра action в новом свете — не очень справился, хотя, вероятно, можно углядеть в "Саботаже" какие-то вещи, которые Арнольд Шварценеггер до этого на экране не делал, например, не полоскал пистолет в писсуаре в порядке своеобразной дедовщины по отношению к надоевшему сослуживцу. И хотя все эти дембельские повадки матерого хищника актер квалифицированно выдает на автомате, в общем контексте "Саботажа" оброненная кем-то реплика "Сделай это ради страны и ради самого себя — выйди на пенсию" приобретает немного угрожающую многозначительность.