Женевский язык переводят на киевский и донецкий
На Украине все поняли примирение по-своему
Киев приступил к реализации договоренностей, достигнутых на четырехсторонней встрече в Женеве. Верховная рада начала выработку компромиссного плана по урегулированию ситуации на востоке Украины, а правительство дало согласие на децентрализацию власти и подготовило законопроект об амнистии захватчиков административных зданий. Пророссийские активисты тем временем назвали женевское коммюнике "набором бессмысленных, малосвязанных и невыполнимых на практике призывов". США и ЕС же предупредили: если деэскалации конфликта не произойдет, Россию ждут новые санкции.
Работа над текстом заявления Верховной рады по урегулированию ситуации на востоке Украины началась вчера по предложению правящей коалиции. По словам и. о. президента Александра Турчинова, документ планируется согласовать к завтрашнему дню. Депутаты намерены заявить о необходимости расширения полномочий регионов и амнистии задержанных манифестантов, а также решить вопрос с русским языком. В "Батькивщине" говорят о возможности принятия отдельного закона, закрепляющего его официальный статус на юго-востоке Украины. Партия регионов настаивает на закреплении статуса русского языка как второго государственного в конституции.
На 24 апреля намечено внеочередное заседание Рады, на котором может быть рассмотрен вопрос об амнистии задержанных манифестантов. Свободу планируется гарантировать тем, кто добровольно сдаст оружие и освободит захваченные помещения. Как заявила вчера депутат от Партии регионов Анна Герман, принятие законопроекта станет "первым шагом к взаимопониманию" между востоком Украины и Киевом.
Вторым же может стать начало всенародного обсуждения возможной конституционной реформы, цель которой децентрализация государственной власти. Кабинет министров Яценюка призвал к участию в дискуссии "органы местного самоуправления, их ассоциации, общественность, научные и деловые круги". Собрать все предложения планируется к 1 октября. Соответствующее правительственное распоряжение было обнародовано в ночь на пятницу, спустя пару часов после завершения женевских переговоров глав дипломатий РФ, США, ЕС и Украины (см. вчерашний "Ъ").
Все предложения и проекты, обнародованные вчера киевскими властями, так и иначе соответствуют положениям женевского заявления. Как рассказали "Ъ" участники переговоров в Женеве, споры шли буквально по каждому пункту документа и в конце концов из российского проекта заявления в итоговый вариант вошло примерно 50% текста. В частности, Москве не удалось добиться включения в текст пункта о сохранении Украиной статуса внеблокового государства. Кроме того, не оказалось в документе тезиса о необходимости соблюдения прав русскоязычного населения Украины. Делегация из Киева обращала внимание на то, что граждане страны говорят и на других языках, например венгерском, румынском и молдавском. В итоге о языковой политике в заявлении дипломатов не говорится ни слова.
К числу побед российской делегации можно отнести то, что во фразе "Участники встречи решительно осудили и отвергли любые проявления экстремизма, расизма и религиозной нетерпимости, включая антисемитизм" нет слова "терроризм". На упоминании "любых проявлений терроризма", по данным "Ъ", настаивал лично премьер Яценюк, с которым находившийся в Женеве и. о. главы МИД Украины Андрей Дещица консультировался по телефону. "Но, учитывая то, что на востоке сейчас идет "антитеррористическая операция", упоминание терроризма звучало бы слишком однозначно",— рассказал "Ъ" источник, близкий к делегации РФ.
Долго обсуждалось и предложение об амнистии. Киев настаивал на формулировке "вооруженные и незаконно занимающие здания" активисты. По словам собеседников "Ъ", в таком случае возникла бы парадоксальная ситуация: из-под амнистии бы выводились мирные манифестанты. В первую очередь речь идет о "народном губернаторе" Донецкой области Павле Губареве, который был арестован за посягательство на территориальную целостность Украины, но никогда не был замечен с оружием в руках. О том, что российская делегация "особо выделила его судьбу" на переговорах, рассказал по их завершении глава МИД РФ Сергей Лавров.
Тем временем супруга Павла Губарева Екатерина вчера назвала женевские договоренности "набором бессмысленных, малосвязанных и невыполнимых на практике призывов, направленных неизвестно кем, неизвестно кому, подлежащих выполнению в неизвестные сроки и неизвестным образом". С такой позицией она выступила не как частное лицо, а как "министр иностранных дел Донецкой Народной Республики". Госпожа Губарева по-своему трактовала тезис женевского коммюнике о необходимости разоружения вооруженных формирований, отметив: "Руководство киевской хунты в незамедлительном порядке должно сложить с себя все властные полномочия и освободить все здания органов госуправления, взятые им незаконным вооруженным путем".
Пророссийские активисты утверждают: Киев не соблюдает решения женевской встречи, продолжая аресты активистов "донецкого сопротивления" и отказываясь выводить войска с юго-востока страны. Возмутило их и вчерашнее заявление Андрея Дещицы о том, что требование освободить нелегально захваченные территории не касается майдана Незалежности. По словам министра, площадь в центре Киева, на которой до сих пор остается от одной до нескольких сотен человек, занята митингующими "легально".
То, что принятие женевского коммюнике не означает завершения конфликта, понимают и на Западе. Комментируя итоги четырехсторонней встречи, президент США Барак Обама заявил: "Я не думаю, что мы можем быть в чем-то уверены на этой стадии". И добавил: если деэскалации конфликта не произойдет, санкции против России в очередной раз будут расширены.
В ответ в российском МИДе вчера отметили: "Создается впечатление, что санкционный язык все больше заменяет для Вашингтона нормальную дипломатию". По мнению российских дипломатов, американцы по-прежнему "упорно стараются обелить действия нынешних киевских властей", а "вину за украинский кризис и его нынешнее обострение необоснованно возлагают на Россию". И это при том, что, как говорится в заявлении дипведомства, "разговор в Женеве шел в деловом ключе без пропагандистских штампов".