Выгодная оригинальность
По мнению участников рынка, коттеджные проекты Петербурга бедны на оригинальные решения, в отличие от столичных. Между тем с усилением конкуренции, помимо таких преимуществ, как локация и качественные материалы, умение выделиться из общей массы может повысить узнаваемость проекта и ускорить реализацию жилья.
Полина Яковлева, директор департамента новостроек NAI Becar, считает, что Санкт-Петербург сильно отличается от Москвы в части оригинальных идей, способных сделать проект в глазах публики запоминающимся. Необычные решения при реализации коттеджных поселков внедряются крайне редко. "Девелоперы стараются сделать акцент на архитектурной составляющей, ограничивая себя в вопросах создания необычных инфраструктурных объектов. В Москве же, например, я даже знаю проект, на территории которого установлена "личная" бензоколонка, ориентированная на проживающих в данном поселке. Была у одного инвестора в Петербурге идея проекта по типу "Русской деревни", в котором кроме жилой функции были бы включены и такие оригинальные объекты, как мастерская и пекарня, но идея так и осталась нереализованной. На сегодняшний день подобные проекты, к сожалению, не окупаются, поэтому инвесторы и не спешат вкладывать в них средства", — рассказывает госпожа Яковлева.
Клуб по интересам
Как говорят эксперты, современные концептуальные проекты в Подмосковье чаще всего относятся к так называемым поселкам по интересам, подобная недвижимость относится к бизнес-классу и премиальному сегменту. Яхтинг, гольф, горные лыжи, конный спорт, охота и рыбалка — вот основные виды активности, которые предлагаются жителям. При создании концепции используется естественный природный ландшафт — например, близость водоемов. Однако не всегда застройщик на берегу озера будет организовывать яхт-клуб, он может ограничиться обустройством зоны отдыха, собственного пляжа, прокатом обычных весельных лодок. Сооружать полноценную инфраструктуру — марины и эллинги — логичнее на берегу большого водоема или водохранилища. Примеры таких проектов — "Курорт Пирогово" (Клязьминское водохранилище), "Пестово" (Пестовское водохранилище).
Еще один вариант оригинального проекта — это поселения с этническим колоритом, в частности, восточным. "Например, поселок Moscow Tibet Club, где планируется создание Центра восточной медицины, прием в котором будут вести сертифицированные специалисты из Бурятии и Тибета. Также там предусмотрены парк в восточном стиле и ресторан тибетской кухни. К элитному сегменту относится и расположенный на Рублево-Успенском шоссе Buddha Villas. Над проектированием домов и общественного пространства наряду с архитекторами и ландшафтными дизайнерами в нем работали специалисты по фэншуй, на территории поселка есть японский сад камней", — говорит Ирина Мошева, генеральный директор СП RDI & Limitless.
Она рассказала и о том, что в проекте, который реализует ее компания "Загородный квартал" в городском округе Химки, планируется сделать пространство района доступным для размещения объектов public art (искусства в общественном пространстве), популярного на Западе направления. "На центральной площади разместится первый объект — инсталляция, состоящая из огромных букв "Я за городом!". Предполагается, что часть композиции займет большой экран, на котором будут показаны фотографии жителей, выложенные в сети Instagram со специальным хэштегом, одна из букв будет представлять собой небольшой фонтан, а восклицательный знак напомнит отметку о местоположении на картах Google", — говорит госпожа Мошева.
Дмитрий Котровский, вице-президент девелоперской компании "Химки Групп", считает, что сегодня гораздо более востребованными, чем вертолетные площадки и причалы, являются объекты образовательной, творческой и спортивной инфраструктуры. Именно их наличие позволяет сделать проживание на территории загородных проектов действительно комфортным для всех возрастных категорий жителей, являясь не просто маркетинговым преимуществом, но фактором, определяющим осознанный выбор покупателя. "Такими необычными с точки зрения масштабности и универсальности являются социальные объекты, расположенные на территории кластера "Олимпийская деревня Новогорск": детский сад, школа с углубленным изучением иностранных языков, академия художественной гимнастики, залы игровых видов спорта, школа единоборств "Самбо-70" под руководством Рената Лайшева, академия бокса Александра Лебзяка, шахматная академия, центр настольного тенниса Максима Шмырева и многое другое", — перечисляет господин Котровский.
На территории проекта ЖК "Олимпийская деревня Новогорск", помимо масштабного спортивно-образовательного комплекса, строится бобслейная горка, а в скором будущем прямо в русле реки планируется даже разместить тренажер для тренировок по академической гребле. Также в проекте школа вокального мастерства, танцев и драматического искусства Алексея Кортнева.
"Оригинальность инфраструктуры в коттеджных поселках напрямую связана с их классом. Любая инфраструктура — это всегда дополнительные финансовые затраты, которые ложатся на плечи застройщиков, поэтому позволить себе это могут только поселки de luxe. На самом деле, любое оригинальное строительство обходится дорого. Это касается архитектурных, фасадных, ландшафтных решений... Здесь очень важно ориентироваться на класс и реальные потребности будущего покупателя", — считает Елена Карасева, директор по маркетингу компании "Петростиль
На севере свои оригиналы
Как считает Ольга Трошева, руководитель консалтингового центра "Петербургская недвижимость", сегодня одно из наиболее интересных предложений на рынке Петербурга и Ленинградской области — домовладения рядом с гольф-полем в поселке "Gorki Гольф Курорт". Концепция проекта предполагает, что поселок будет построен вокруг гольф-поля и оснащен 8 км беговых дорожек, банным комплексом, спа-отелем, бассейном и рестораном. Также можно отметить коттеджный поселок Kaptennens Klubb с детским игровым развивающим центром, где предусмотрено изучение иностранных языков с носителями. В поселке также организованы беговые дорожки, лыжные трассы, пруд, который в зимнее время превращается в каток, мини-ферма, мини-зоопарк, спортивный комплекс, детская площадка. Еще один вариант, ставший модным в последнее время, — экопредложения. Как пример экопоселка можно отметить проект компании Parabola Group "Хутор близ Извары", расположенный в Ломоносовском районе. В поселке есть собственный мини-зоопарк, а также организована поставка продуктов из соседних ферм и деревень.
"Помимо оригинальной инфраструктуры, девелоперы придумывают и другие ходы. Так, например, жизнь в коттеджном поселке "Ламберри" позиционируется как принадлежность к определенному клубу. Все покупатели домов в поселке становятся членами клуба и получают сертификат, который позволяет воспользоваться привилегиями партнеров. Специальные условия и бонусы для членов клуба представляют поставщики товаров и представители сферы услуг. В "набор" входят образовательные услуги, дизайнерские товары для дома, стильная одежда", — рассказывает госпожа Трошева.
Эксперты отмечают: покупатель в последние годы стал разборчив и более тщательно выбирает объекты, а главное — считает свои затраты на ежемесячное обслуживание. Традиционно в стандартный набор инфраструктуры поселка входят: пакет коммуникаций (дороги, электричество, водоснабжение, канализация, отопление, газоснабжение), охрана, профессиональная служба эксплуатации, детские и спортивные площадки. Также иногда девелоперы включают гостевой паркинг, организованные зоны общественных мест пребывания, автомойки. Однако такими услугами уже мало кого можно удивить, а в особенности искушенных покупателей сегмента элитной недвижимости.
По карману лишь элите
Причина стремления к оригинальности в том, что рынок насыщен предложением, и, чтобы привлечь клиента, девелоперы иногда прибегают, в том числе, и к необычным объектам инфраструктуры в поселках. Но поскольку оплата инфраструктурного взноса ложится на плечи жителей коттеджного поселка (а чем более оригинальны объекты инфраструктуры, тем дороже становится взнос), то речь идет в основном о проектах высокого ценового сегмента.
"Что касается стоимости концептуальных проектов, то наша практика показывает, что доля маркетинговой и архитектурной составляющей в конечной стоимости всего проекта составляет менее одного процента. Остальные затраты касаются проектирования, технических условий и строительно-монтажных работ", — утверждает госпожа Мошева.
Генеральный директор ГК "Унисто-Петросталь" Арсений Васильев говорит: "В качестве примера необычных инфраструктурных объектов можно назвать оборудованное поле для гольфа, стоимость которого может достигать $18 млн, в качестве упрощенного варианта девелоперы организуют площадки мини-гольфа с выдачей спортивного оборудования жильцам в момент заселения. Это также может быть искусственное озеро в локациях, где естественные водоемы расположены далеко или невозможно оборудовать в поселке собственный пляж; затраты на такое благоустройство обойдутся от $200 тыс. до $3 млн в зависимости от типа почв и проекта. Или, например, собственный концертный зал, реконструированное или воссозданное историческое здание или часовня (если на территории есть археологические признаки их существования). В проектах же комплексного освоения территорий при желании как-то выделиться застройщики ограничиваются созданием малых архитектурных форм, организацией велосипедных дорожек и обустройством оригинальных детских площадок".
Андрей Тетыш, председатель совета директоров АРИН, считает, что затраты оправданны. "Продается не количество квадратных метров и не объект недвижимости, продается life style. Поэтому все элементы, задающие определенный стиль жизни, так характерны для такого рода недвижимости", — резюмирует он и добавляет, что для девелоперов неординарность и экстравагантность проекта — это гарантия более высокого спроса на него.