От недвижимости до золота и произведений искусства
"Трансперенси Интернешнл" предлагает реформировать систему декларирования
"Трансперенси Интернешнл-Россия" (ТИ-Р) совместно с Комитетом гражданских инициатив (КГИ) подготовили ряд рекомендацией для эффективной борьбы с коррупцией. Они предлагают создать специальный орган для проверки деклараций, а также обязать чиновников указывать в них драгоценные металлы, произведения искусства и сбережения. Для предотвращения конфликта интересов эксперты предлагают ввести в антикоррупционные комиссии органов власти представителей общественности.
Система декларирования доходов чиновников должна быть существенно реформирована, чтобы стать реальным инструментом противодействия коррупции, считают в ТИ-Р и КГИ (рекомендации будут опубликованы сегодня на сайте КГИ). Декларации о доходах и имуществе (публикуются с 2010 года), хотя и стали обязательным элементом государственной и муниципальной службы, так и не превратились в эффективный инструмент. "Система декларирования не воспринимается чиновниками в комплексе",— заявил "Ъ" член КГИ Евгений Гонтмахер. По его словам, в органах власти уверены, что "декларации — это одно, конфликт интересов — нечто другое, а незаконное обогащение — третье". На самом деле, отмечает эксперт, декларации — это способ выявить и предотвратить конфликт интересов, за которым может скрываться незаконное обогащение. Если эта система срабатывает в комплексе, то на фоне общего снижения коррупции и избавления госорганов от коррупционеров растет "доверие населения к власти".
"Ближайший год мы сделаем годом конфликта интересов",— заявила "Ъ" гендиректор ТИ-Р Елена Панфилова. Сейчас у всех на слуху лишь скандалы и разоблачения в сфере госзакупок, когда заказы на снабжение госоргана товарами и оказание ему услуг достаются даже по итогам конкурса "своим" фирмам и обычно по завышенным расценкам. Но госзакупками не исчерпываются случаи, когда у чиновника могут быть бизнес-интересы. Закон "О противодействии коррупции" требует, чтобы каждый госслужащий при возникновении конфликта интересов (наказания на этот случай закон не предусматривает) сообщил об этом начальнику, а тот, в свою очередь, должен обратиться в комиссию по противодействию коррупции при органе власти, которая создана из сотрудников этого же ведомства. "Фактически проверяют сами себя, а, значит, выводы по итогам проверок делают из соображений корпоративной солидарности",— уверен господин Гонтмахер. Эксперты ТИ-Р и КГИ предлагают изменить порядок формирования антикоррупционных комиссий, чтобы они были независимы и от ведомственных интересов, и от "телефонного права начальства". Один из способов — участие в их работе представителей общественности.
Кроме того, нужен "новый, независимый федеральный орган, который будет управлять системой декларирования в комплексе", считает Елена Панфилова. Это может быть как самостоятельный орган, так и "подразделение в контрольном ведомстве", задача которого — "предотвращение коррупционных проявлений, преследование коррупционеров, просвещение населения и институциональное строительство". Пока, судя по указу Владимира Путина, таким органом будет считаться президентская администрация (см. "Ъ" от 14 апреля). Польза от такого решения есть, считает глава ТИ-Р, "есть один орган, про который всем ясно: куда писать в случае чего", ведь до сих пор было "в общей сложности 11 ведомств — прокуратура, СКР, ФСБ, МВД и т. д., каждое из которых свято верило, что именно оно и есть главное в борьбе с коррупцией". Но и это решение, по мнению госпожи Панфиловой, "полумера", ведь президентскую администрацию "нельзя считать независимым органом" при всей популярности президента в народе. Таким органом, полагает госпожа Панфилова, могла бы стать Счетная палата, но более всего на эту роль подходит Росфинмониторинг. При этом глава ТИ-Р подчеркивает, что в мировой практике независимые инстанции, координирующие борьбу с коррупцией, "создаются обычно при законодательных органах".
Впрочем, эксперты уверены, что эффективность уже действующих антикоррупционных мер можно повысить, не дожидаясь реформирования системы декларирования. Так, для предотвращения "конфликта интересов" можно расширить список членов семьи и родственников чиновника, сведения о доходах и имуществе которых он обязан сообщать. Кроме того, сейчас госслужащие декларируют только имущество (квартира, дом, земля, машина), факт приобретения которого официально зарегистрирован. По мнению Елены Панфиловой, декларировать нужно и имущество, которое не значится ни в каких реестрах: "драгоценные металлы, объекты искусства, наличные сбережения". Контрольным же органам, считает она, стоит пересмотреть отношение к "анонимкам и проводить расследование исключительно в тех случаях, когда в них сообщаются факты незаконного обогащения чиновников".