"Укрзализныця" не отпускает Крым
Москва и Киев не договорились о ценах на железнодорожные билеты
Москве и Киеву удалось согласовать график пассажирских поездов, следующих из России в Крым через территорию Украины, но так и не удалось договориться по вопросу тарифообразования. Сейчас перевозка по полуострову оплачивается по тарифам "Укрзализныци"; по данным "Ъ", российская сторона на совместных совещаниях предложила продавать билеты на поезда в Крым по внутренним тарифам России либо предоставить скидку с международного тарифа. Новые переговоры по тарифам должны пройти уже на этой неделе.
На прошлой неделе (17-18 апреля) железные дороги России, Украины, Белоруссии и Молдавии провели совещание по согласованию графика движения поездов в Крым. Как сообщило вчера ОАО РЖД, сторонам удалось согласовать 25 расписаний (11 — для поездов российского формирования и 8 — для украинского) для 36 поездов по направлению Мелитополь--Джанкой и 7 расписаний для 11 поездов по маршруту Николаев--Джанкой. В монополии не смогли уточнить, насколько уменьшится количество поездов, заявив лишь, что их число снизится примерно вдвое (сейчас, по подсчетам "Ъ", с учетом летних дополнительных поездов в Крым направляется более 60 ежедневных поездов). В ОАО РЖД также добавили, что с появлением двух дополнительных пограничных пунктов на границе между Крымом и Украиной время следования поездов вырастет примерно на 1 час 20 минут, из-за этого предусмотрено более раннее отправление поездов. Предполагается, что расписание движения поездов в сообщении России с Украиной будет согласовано в ходе нового совещания 24-25 апреля.
В апреле ОАО РЖД уже приостановило продажу билетов на поезда через Украину, отправляющиеся с 27 мая, после письменного обращения "Укрзализныци" (компания управляет украинскими железными дорогами, в ее состав ранее входило ГП "Крымская железная дорога", КЖД). Киев мотивировал свою просьбу "рассогласованием" графиков движения поездов в Крым. Предполагается, что новый график заработает с 1 июня, а продажи откроются за 30 дней до даты отправления.
Но, как стало известно "Ъ", ключевым вопросом этого совещания станет и изменение системы тарифообразования на перевозку в поездах, следующих в Крым. Пока стоимость перевозки по территории полуострова по-прежнему определяется внутренним тарифом Украины, установленным по сети "Укрзализныци". Но в связи с присоединением Крыма к России последняя подняла вопрос о переводе крымских железных дорог на внутрироссийские тарифы, рассказал "Ъ" источник, знакомый с ходом прошедшего совещания. Из протокола по итогам совещания 17-18 апреля, с которым удалось ознакомиться "Ъ", следует, что российская сторона предложила также и альтернативный вариант — применить в Крыму "скидки к международному тарифу". На прошлой неделе первый вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев пояснял "Ъ", что сейчас при курсировании поездов по территории полуострова все деньги отчисляются Приднепровской железной дороге, к которой ранее была прикреплена ГП "Крымская железная дорога". "Сейчас пытаемся решить этот вопрос",— отмечал он. В "Укрзализныце" и ФСТ РФ не ответили на запрос "Ъ", в Минтрансе переадресовали к ОАО РЖД.
Но все затраты, например, по использованию локомотивной тяги несут на себе крымские железные дороги, отмечает Владимир Савчук из Института проблем естественных монополий. По его мнению, вопрос с тарифообразованием вряд ли будет решен до того, как определится правовой статус КЖД. Точный размер пассажирских тарифов эксперты назвать затруднились, но, как отмечает господин Савчук, международные тарифы не всегда выше российских. Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров полагает, что в случае перевода КЖД на российские тарифы стоимость перевозок может существенно подешеветь.