Каспий делят на пятерых
Главы МИДов готовят региональный саммит
В Москве сегодня состоится встреча министров иностранных дел стран "каспийской пятерки" — в преддверии сентябрьского саммита в Астрахани они обсудят правовой статус Каспия. По данным "Ъ", на московской встрече может быть парафирован проект конвенции о правовом статусе Каспийского моря — Москве удалось убедить партнеров, что внерегиональные державы не должны влиять на решения по Каспию.
Сегодняшняя встреча — ключевой этап подготовки к астраханскому саммиту, который пройдет в сентябре. Для этого в Москву прибыли главы МИДов Азербайджана Эльмар Мамедьяров, Ирана — Мохаммад Джавад Зариф, Казахстана — Ерлан Идрисов и Туркмении — Рашид Мередов. Как заявили в МИД РФ, министры подготовят программу и повестку для предстоящего форума, а также "проекты его итоговых документов".
Как пояснил "Ъ" дипломатический источник в одной из прикаспийских стран, к встрече глав МИДов подготовлен проект конвенции о правовом статусе Каспийского моря, парафировать который министры могут уже сегодня. По словам собеседника "Ъ", Москве удалось убедить партнеров, что никакие внерегиональные державы влиять на решения по Каспию не должны. Речь может идти, в частности, об ограничениях на размещение на Каспии военных сил третьих стран, в первую очередь США.
Впрочем, изменения в проект документа, обсуждение которого продолжалось долгие годы, вносились, по данным "Ъ", вплоть до последнего момента. По словам собеседника "Ъ", спорными вопросами до конца оставались, во-первых, проблема свободы судоходства — против нее выступал Азербайджан, закрепивший право на свою часть Каспия в национальной конституции, во-вторых, разграничение 25-мильной национальной зоны на территориальные воды и прилегающую зону.
Напомним, переговоры о статусе Каспийского моря начались после 1992 года. С тех пор отдельные соглашения об урегулировании границ были подписаны между Казахстаном, Азербайджаном и Россией. Однако разногласия между странами "каспийской пятерки" сохраняются — из-за расхождений в вопросах разграничения акватории, недр и шельфа. Россия выступает за деление недр и шельфа при сохранении общего пользования водами Каспия, Иран — за деление шельфа и акватории на равные доли. Переговоры осложняют перспективы добычи на шельфе нефти и газа, а также проблемы доступа к биологическим ресурсам и прокладки по дну трубопроводов.
Главный вопрос при урегулировании — сможет ли Москва воспрепятствовать строительству между Туркменией и Азербайджаном Транскаспийского газопровода в обход России. "Если министры договорятся о соглашении и три оставшиеся страны — Иран, Азербайджан и Туркмения — поделят каспийское дно, исчезнут территориальные споры, в частности вокруг спорного нефтяного месторождения Кяпаз (Сердар) между Азербайджаном и Туркменией",— напомнил "Ъ" партнер RusEnergy Михаил Крутихин. Неопределенный же статус Каспия до сих пор был одним из ключевых аргументов Москвы против строительства газопровода в направлении Европы, который должен пройти через Туркмению, Азербайджан и Грузию до границы с Турцией. "Хотя у России, Казахстана и Азербайджана есть собственные подводные газопроводы и нефтепроводы и у подобного запрета нет оснований, Москва добивалась внесения в конвенцию положения о необходимости согласования между пятью государствами строительства инфраструктуры и разработки дна Каспийского моря",— напомнил эксперт.