ВЭБ рассчитывает на ЦБ
Госкорпорации тяжело занимать на внешних рынках
В связи с ограничением доступа к внешним рынкам ВЭБ обратился за помощью в ЦБ. Однако, по мнению экспертов, договориться с Банком России ему будет непросто, так как в таком случае регулятор фактически начнет заниматься развитием экономики, что противоречит его основным функциям.
Вчера зампред ВЭБа Александр Иванов заявил о намерении госкорпорации на следующей неделе погасить синдицированный кредит на $2,45 млрд. "Мы погасим свои обязательства, поскольку сейчас условия на рынке не самые лучшие, и в условиях политической неопределенности не все банки (европейские и американские) готовы давать подтверждения участия в новом кредите",— уточнил он (цитата по Reuters), добавив, что ликвидность ВЭБа позволяет это сделать. Для дальнейшего фондирования операций госкорпорация ведет переговоры о доступе к рефинансированию ЦБ. "Речь идет о кредитах под инвестиционные проекты, которые обеспечены, например, государственной гарантией",— уточнил он. Кроме того, ВЭБ претендует на рефинансирование под экспортные кредиты и нерыночные активы. Детали переговоров в ВЭБе не раскрывают, в ЦБ также не комментируют заявления господина Иванова.
Вопросом того, что крупнейшие российские заемщики могут столкнуться с ограничением доступа к рефинансированию на внешних рынках, уже озаботилось Минэкономики. В марте глава министерства Алексей Улюкаев предлагал сразу четыре инструмента финансовой поддержки банковского сектора. В их числе пролонгация субординированных кредитов, предоставленных банкам государством в кризис 2008 года, с возможной конвертацией их в "вечные" ссуды, отказ от выплаты дивидендов (в первую очередь госбанками), улучшение ситуации с госгарантиями и выпуск специальных гособлигаций (см. "Ъ" от 28 марта). Впоследствии замминистра Андрей Клепач оценил объем поддержки, которая может быть направлена через Фонд национального благосостояния на поддержку банковского сектора как минимум в 200 млрд руб. (см. "Ъ" от 9 апреля). При этом ЦБ в настоящее время работает над новым механизмом рефинансирования банков — под инвестпроекты сроком до трех лет. В конце марта первый зампред ЦБ Ксения Юдаева заявляла, что на первом этапе ЦБ будет брать в залог кредиты, обеспеченные госгарантиями.
Оценить объем кредитов, которые ВЭБ мог бы заложить в ЦБ в качестве инвестиционных, аналитики не берутся, так как конкретные критерии таких активов регулятор еще не обнародовал. Из отчетности госкорпорации по МСФО за 2013 год, опубликованной вчера, следует, что объем проектного финансирования на конец года составлял 918 млрд руб. Сколько из них выдано под госгарантии, в отчетности не раскрывается.
Шансы на доступ ВЭБа к рефинансированию в ЦБ эксперты оценивают как невысокие, по крайней мере до тех пор, пока он не получит банковскую лицензию, чего, по словам господина Иванова, там делать не планируют. В госкорпорации ждут, что и без того ЦБ внесет необходимые изменения в свои нормативные документы, регламентирующие доступ к рефинансированию. "Доступ к рефинансированию должны иметь только банки с лицензией, полностью подотчетные регулятору,— рассуждает главный экономист АФК "Система" Евгений Надоршин.— Если ЦБ начнет финансировать ВЭБ, он фактически станет заниматься развитием, что противоречит его основным целям, в частности, инфляционному таргетированию". При этом проблемы, с которыми сейчас столкнулся ВЭБ, понятны: существенный объем кредитов ВЭБа был выдан именно на международные заимствования, так как он был одним из крупнейших российский агентов, имевших доступ к дешевым и длинным зарубежным деньгам, поясняет эксперт. Впрочем, ВЭБ уже озаботился вопросом доступа к другим рынкам — азиатским. Однако замена европейских и американских рынков азиатскими быстро не произойдет, признал господин Иванов.