"Это выросло из многочисленных пожеланий"
Россияне должны указывать в паспорте группу крови, национальность и вероисповедание, уверены в КПРФ. Члены партии уже начали сбор подписей в поддержку инициативы. Автор законопроекта, депутат Госдумы Владимир Федоткин обсудит предложение с ведущими Натальей Ждановой и Максимом Митченковым.
М.М.: Владимир Николаевич, первый вопрос довольно простой: зачем это делать?
В.Ф.: Во-первых, сама идея о подготовке паспорта и сохранения его в традиционном виде возникла непосредственно не у меня и даже не у депутатов: само правительство России подтолкнуло к этому. В последние три года очень настойчиво говорят о необходимости внедрения электронного паспорта, или еще говорят "универсальная электронная карта", видимо, на небольшом кусочке пластика будет записана вся жизнь человека. И это вызвало очень большое отторжение. Когда люди видят привычный паспорт: вот он в руках, там записано, когда в какую-то службу обращается, видят, что переписано. Что записано о человеке на пластике, никто не знает. Кроме фамилии, имени, отчества там ведь и банковские данные будут, и болезни, и как, что ты покупаешь. Людей это очень волнует, что нельзя узнать: а что там есть, что снимают. Когда, допустим, в банк, магазин пришел, что там сняли — одни деньги или еще какую-то информацию? Как она будет использована?
М.М.: Меня интересует, прежде всего: зачем указывать группу крови и национальность, и вероисповедование в паспорте, эти три пункта?
В.Ф.: Во-первых, абсолютно все данные планируется в электронном виде указывать, потому что это необходимо. Вероисповедование — большинство людей просили дать им возможность указать, кто они: православные, мусульмане. В конце концов, у нас ведь государство для народа, а не народ для государства. В этом есть своя логика: допустим, сейчас есть тенденция изъятия детей из семьи под каким-то предлогом, причинам, обоюдным или нет, и передачи в другие семьи. И считается, что если будет записано, что ребенок православный, то, навернео, не резон его передавать в семью мусульманскую.
Н.Ж.: А если это не будет записано? Зачем эти сведения именно в паспорт вписывать?
В.Ф.: А если этого не будет записано, то могут передать ребенка, который воспитывался с одними какими-то установками, в другую семью — это будет серьезная ломка в семье, когда родители предлагают одно, а ребенок предлагает несколько другое. Будут многие моменты, которые могут просто развалить эту будущую семью.
Н.Ж.: Я к тому, что эту информацию можно узнать и без наличия соответствующей записи в паспорте.
В.Ф.: Как еще можно узнать, человек воспитывается в православной семье, крещеной, некрещеной.
М.М.: Я вам скажу: это можно спросить.
В.Ф.: Вы знаете, все можно спросить: фамилию, имя, отчество, и год рождения, но иногда нужны какие-то официальные данные для официальных органов, ведь когда изымают, это не просто так с улицы, а приходят официальные органы опеки на основании документов, изымают, должны иметь достоверную информацию. Поэтому, я подчеркиваю: это не просто выросло, это выросло из многочисленных пожеланий. Мы провели в прошлом году два крупных депутатских совещания в Государственной думе, 25 января и 8 октября, были приглашены представители самых разных религиозных, общественных групп, партии были приглашены, организации всевозможные. И, учитывая их пожелания, мнения, а порой и их требования, возник этот закон о паспорте с учетом религиозной принадлежности, но, подчеркиваю, "по желанию" мы записали.
Н.Ж.: Владимир Николаевич, а можно такое уточнение, если человек меняет вероисповедание, то что, ему и паспорт менять?
В.Ф.: По желанию можно менять, такое допускается в законе. Может фамилию изменить человек, может и какие-то еще данные внести, он имеет право. Это все по желанию, если человек не хочет писать свое вероисповедание, или он атеист, то в этой строчке будет просто прочерк.
М.М.: Я так понимаю, Владимир Николаевич, вы просто хотите утвердить, чтобы в паспорте можно было ставить какие-то дополнительные отметки, так?
В.Ф.: У нас специально в 5-й статье записано, чего в паспорте не должно быть вообще. Мы записали это. А в 10-й статье записали, что можно, в том числе, религиозную принадлежность, группу крови, резус-фактор, дети, — есть вполне определенный четкий перечень, который может быть записан в паспорте, очень небольшой. И этот перечень многократно обсуждался, рассматривался разными людьми, разными организациями с разных сторон. Он минимальный, там ничего лишнего нет, в общем-то, добавляется единственное к нынешнему паспорту — это национальность, люди просто настаивают писать, мы — русские или мы — белорусы, или мы — украинцы, записать группу крови, резус-фактор. Потому что сейчас жизнь непредсказуемая и довольно сложная, может всякое случиться, и очень многие пожелали записать их принадлежность. Мы собрали уже около 140 тыс. подписей, и сбор подписей очень активно идет.