"Начало бесконечности: Объяснения, которые меняют мир"
Андрей Воскресенский: "Помните, в школе нас учили, что любая теория проверяется на практике. На первый взгляд – железобетонная логика, к тому же невыразимо скучная. И вроде бы с ней не поспоришь. А оказывается, спорить можно".
Книга Дэвида Дойча непроста для понимания, и потому автор в каждой главе старательно поясняет значения всех употребляемых терминов, значительно облегчая читателю понимание сути сказанного. Но будучи непростой, эта книга еще и увлекательна, и уж точно не скучна. Вот как, например, автор объясняет эмпирическую теорию на примере циркового представления. "Я могу предсказать, что если фокусник делает вид, что прячет шары под стаканами, то эти стаканы потом окажутся пустыми. Могу также предсказать, что если он кого-то перепиливает пополам, этот кто-то появится затем на сцене целый и невредимый. Это все предсказания, которые можно проверить на опыте. Но все это даже не даст мне подойти к самой проблеме того, как устроен фокус, и уж тем более решить ее. Для этого требуется объяснение: некое суждение о реальности, которое объяснит то, что мы видим".
Самое интересное в книге Дойча — угол зрения. Вот представьте себе: существует бесконечная вселенная, частью которой является человечество. Хотя "частью" — это сильно сказано. Частичкой, причем микроскопической до неразличимости. Ну, и какую истину мы найдем, если все явления будем рассматривать с нашей человеческой точки зрения? Огромная сложность состоит в том, что мы в силу своей собственной природы не можем встать ни на какую иную точку зрения. Вот эту сложность автор и пытается героически преодолеть. "Наша история и политика, наука, искусство и философия, наши стремления и нравственные ценности — все это мелкие побочные эффекты взрыва сверхновой звезды, произошедшего несколько миллиардов лет назад, которые могут завтра пропасть в результате еще одного такого взрыва", констатирует автор.
Но это не значит, что все объяснения бессмысленны. Это значит, что объяснять мир надо с учетом описанной реальности. А иначе мы окажемся такими же мудрецами, как король из "Маленького принца", который каждое утро приказывал солнцу взойти. С эмпирической точки зрения он, конечно, был совершенно прав.
Автор: Дэвид Дойч