Хотя жанр коротких видео пока нельзя назвать доминирующим в соцмедиа, данное ему звание «многообещающего» он уже явно заслужил. Когда на запуск сервиса Vine поддержкой видеороликов ответил Instagram, стало ясно, что дело обстоит серьезно. Впрочем, не стоит зацикливаться на коротком видео как таковом — это всего лишь один поджанр сетевого интерактивного медиаконтента, полный потенциал которого раскроется в ближайшие годы.
Эволюция Сети идет к более простым в потреблении, но зрелищным жанрам: от чистого текста через картинки к онлайновым приложениям и видео. Но соцмедиа немного отстают, задержавшись на предыдущем этапе (картинки). Это обусловлено тем, что для социальных сетей нужен продукт, предельно понятный и простой в использовании большинством населения сети. Достаточным уровнем простоты, например, обработки изображения стала обрезка под квадрат и применение фильтра одной кнопкой. Сегодня на наших глазах рождается столь же простой стандарт обработки видео и, возможно, совместного творчества. Его основной рецепт — коллективная работа над контентом.
В попытке разобрать ингредиенты рецепта получается примерно следующее: изначальный контент делается публичным его автором, другие люди могут пополнять «банк сырья» (например, выкладывать свои видео с того же мероприятия), а третьи — самостоятельно проводить переработки. Уже существующих воплощений рецепта много — от мемов до коубов, но им не хватает централизации и автоматизации, чтобы сделать все это по-настоящему массовым.
Довольно неожиданно удачную попытку воплощения рецепта сделал не интернет-стартап, а производитель смартфонов HTC, выпустивший со своим смартфоном HTC One M8 вторую версию сервиса Zoe Share. Компания планирует сделать приложение Zoe Gallery доступным в Google Play, чтобы смотреть и выкладывать «зои» можно было с любого Android-смартфона. Но первые партии контента туда отправят, конечно, покупатели нового смартфона. Прелесть One M8 состоит в том, что его двойная камера способна сохранять в снимке данные о расстоянии до каждого объекта. Благодаря этому можно в один клик поменять «глубину резкости», размыв задний или передний план. Помимо этого, можно раскрасить главный объект кадра, обесцветив остальные, трансформировать фон в рисованный, и сделать несколько других трюков. А с помощью Zoe Share перенастроить сцену и сделать все совсем иначе способен любой зритель.
Сами «зои» могут быть как фото, так и короткими видео, а сервис HTC способен их самостоятельно группировать и коллажировать, что особенно полезно для коллективно наполняемых альбомов. Конечно, доступен кросспостинг в другие соцсети, но в них невозможна коллективная работа над альбомами. В результате магии приложения HTC, в автоматическом режиме появляются Video Highlights — своеобразные мини-фильмы, в которых видео и фото автоматически собираются в стройный ряд, снабженный саундтреком и спецэффектами. К рецепту Coub или Vine здесь добавляется именно автоматизм — для получения эффектного клипа не требуется ручной работы сверх выбора темы оформления.
Именно это позволило Instagram в свое время «выстрелить», оставив позади другие сервисы публикации фото. Именно это может начать карьеру HTC в качестве создателя массовых интернет-сервисов. Ну или, как минимум, подстегнуть продажи обновленной линейки HTC One, которая приглянется не только любителям дизайна, но и энтузиастам творческой фото- и видеосъемки.