Кресло сгорело
Губернатор Приморья освободил от занимаемой должности директора краевого департамента лесного хозяйства
Губернатор Приморья Владимир Миклушевский 21 апреля освободил от занимаемой должности назначенного ровно год назад директора краевого департамента лесного хозяйства Валерия Чиркова. По официальной версии, в связи с неудовлетворительной организацией ликвидации лесных пожаров. Хотя в начале апреля глава края доложил председателю правительства России Дмитрию Медведеву, что борьба с лесными пожарами идет вполне успешно. Эксперты считают, что главная причина провалов в борьбе с лесными пожарами в Приморье — в непродуманной реорганизации лесного хозяйства края.
«В связи с бесснежной зимой и ранней весной пожароопасный период в крае начался раньше обычного, и к нему необходимо было подготовиться должным образом. Считаю работу департамента в этом направлении неэффективной»,— объяснил свое решение отправить в отставку директора департамента лесного хозяйства господин Миклушевский.
Однако в начале месяца глава Приморья совсем иначе оценивал готовность края к борьбе с лесными пожарами. 2 апреля председатель правительства Дмитрий Медведев провел с губернаторами совещание (в режиме видеоконференции), посвященное готовности регионов к весеннему паводку и пожароопасному периоду.
Открывая совещание, Дмитрий Медведев напомнил о пожарах и наводнениях последних лет и призвал руководителей субъектов сделать все возможное, чтобы не допустить повторения этих ситуаций, предупредив о личной ответственности.
«В последние годы наша страна столкнулась с беспрецедентными по своему масштабу катаклизмами. Этот опыт в принципе должен быть учтен в работе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Нужно быть готовыми к любым сценариям развития событий по мере сил и возможностей,— сказал председатель правительства России.— Только личная ответственность руководителей субъектов и их личная вовлеченность обеспечивают нужную консолидацию усилий и добросовестное исполнение возложенных на нас задач».
Министр природных ресурсов Сергей Донской назвал Приморье одним из шести регионов, которые по результатам проверки «были признаны ограниченно готовыми — это значит, что некоторые обязательные условия подготовки к пожароопасному сезону не были соблюдены».
«Все пожары, которые у нас случились… были низовые. Пока, по нашим оценкам, значительного ущерба они не нанесли,— заверил премьер-министра Владимир Миклушевский.— 29 марта текущего года завершила работу межведомственная комиссия Рослесхоза. В результате проверки был установлен ряд недостатков. Мы уже их все устранили… Сейчас эта ситуация находится под моим личным контролем».
Тем не менее глава Приморья обратился с просьбой направить в регион дополнительные силы и технические средства на борьбу с лесными пожарами. «Помощь региону была оказана незамедлительно — авиационная группировка была усилена. В настоящее время в распоряжении края находятся самолет БЕ-200, вертолет МИ-26 и 2 вертолета МИ-8. На тушении лесных пожаров края занято свыше 500 человек и более 100 единиц техники»,— сообщили в пресс-службе администрации Приморского края. Координировать работу всех служб по борьбе с лесными пожарами главой региона назначен вице-губернатор Приморского края Александр Лось.
«Обстановка, конечно, сложная, лес горит. Только за субботу противопожарная служба края совершила 147 выездов. Тем не менее значительно увеличенная группировка сил и средств в Приморье позволит нам справиться с ситуацией»,— заверил господин Лось, совершивший облет территории края для мониторинга лесопожарной обстановки.
В Приморском крае объявлен режим чрезвычайной ситуации (ЧС) муниципального уровня. Особые противопожарные мероприятия коснулись Кавалеровского, Тернейского, Партизанского и Ольгинского районов, Находки и Дальнегорска. Зафиксировано два крупных очага пожара, охвативших площадь до 20 га. Значительную площадь стихия охватила в Ольгинском районе в 8 км от Веселого Яра, где огонь полыхает уже две недели. Недавно в заповеднике «Земля леопарда» произошел крупный пожар, охвативший до 4 тыс. га земли. Причиной возгорания был признан пал травы возле границ заповедника, который вскоре перекинулся на охраняемую территорию. На тушение возгорания ушло три дня.
По мнению официальных лиц, в пожарах виноват «человеческий фактор». «Все нынешние пожары в Приморье — рукотворные, природных пожаров нет»,— сказал вице-губернатор Александр Лось.
Однако специалисты считают, что проблема заключается в непродуманной реорганизации лесного хозяйства края в 2007 году, после которой площадь лесных пожаров в Приморье с каждым годом лишь росла. Так, в 2007 году огонь уничтожил 4,1 тыс. га, в 2008-м — 51,2 тыс. га, в 2009-м — 94,6 тыс. га. В 2007 году в Приморье были ликвидированы лесхозы, а на их месте создано казенное государственное учреждение «Приморское лесничество» (КГУ «Примлес»), которому и было передано имущество лесхозов. В 2008 году было создано КППК «Приморское лесохозяйственное объединение» («Приморское ЛХО»), которому КГУ «Примлес» передал часть ненужной техники. «Специалистов и грамотных руководителей уволили, а на их место поставили «эффективных менеджеров», до того ни дня не работавших в лесной отрасли. В основном бывших военных. Как человек с двумя высшими специальными образованиями, я хорошо вижу причины сложившегося в лесном хозяйстве края положения. Это прежде всего растаскивание имущества лесхозов и массовое сокращение рабочей силы, после чего мы потеряли контроль над лесом»,— считает начальник Артемовского лесного участка Владивостокского филиала казенного предприятия «Приморского ЛХО» Григорий Бобренко. По его словам, их отделение должно обеспечивать охрану 7,7 тыс. га Артемовского лесного участка, 8,1 тыс. га Заводского лесного участка и 15,8 тыс. га Артемовского городского округа. Но кроме самого начальника работает всего один лесовод, получающий 7 тыс. руб. в месяц. Свободные места в штате есть, но за такую зарплату желающих работать найти не удается. «Охрана лесов от пожаров, согласно краевой программе, возложена на бюджетное учреждение «Приморская база авиационной, наземной охраны и защиты лесов», но краевой департамент лесного хозяйства из года в год заключает контракты с нашим предприятием «Приморское ЛХО», хотя у нас для этого фактически нет ни техники, ни людей»,— недоумевает Григорий Бобренко.