Полеты в Крым освободились от налога
и получили госсубсидии
Ради понижения цен на авиабилеты в Крым государство пошло на беспрецедентную меру: Владимир Путин поручил к 1 июня обнулить НДС для летающих в регион авиакомпаний (после вхождения полуострова в состав России он должен был составить 18%). Нулевой НДС сейчас применяется только при перелетах за рубеж, и Минфин возражал против его применения для Крыма. Но без таких мер выполнить обещание правительства обеспечить транспортную доступность Крыма было бы сложно.
Владимир Путин дал правительству поручение обнулить с 1 июня налог на добавленную стоимость (НДС) для перелетов в Крым из других российских городов. Сейчас внутренние авиаперевозки облагаются НДС в размере 18%. Правительство должно принять соответствующие нормативные правовые акты до 20 мая.
Нулевой НДС станет уже второй льготой для авиаперевозок в Крым: авиакомпании, выполняющие рейсы на полуостров и обратно (за исключением маршрутов с Москвой и Санкт-Петербургом), получат госсубсидии. Они могут составить 50% от стоимости авиаперевозки. В списке субсидируемых маршрутов 16 городов: Архангельск, Екатеринбург, Челябинск, Казань, Киров, Красноярск, Кемерово, Иркутск, Нижний Новгород, Нижневартовск, Новосибирск, Самара, Сургут, Томск, Тюмень, Уфа. Помимо этого Владимир Путин поручил Минтрансу и Минэкономики обеспечить спецтариф для «Аэрофлота» на маршруте Москва—Симферополь в предстоящий туристический сезон. Его итоговый уровень не должен превышать 7,5 тыс. руб. в обоих направлениях с учетом всех такс и сборов. Нормативные документы должны быть подготовлены до 1 мая. Росавиация сообщала, что на программу субсидирования авиаперевозок в Крым в летнем сезоне нужно около 680 млн руб. Государство собирается компенсировать половину стоимости билета, перелет в одну сторону оценивается в 2–7 тыс. руб. в зависимости от расстояния.
Вопрос налогообложения встал после вхождения Крыма в состав России, когда полеты туда стали не международными, а внутренними, а значит, подпали под российскую налоговую систему. И если бы компании должны были платить 18% НДС, цена билетов неминуемо выросла или авиаторы получили бы убыточное направление. Причем в Минфине уверяли, что для отмены НДС по крымским авиамаршрутам «нет никаких оснований». Но глава «ЮТэйр» Андрей Мартиросов заявлял, что даже без НДС цены, предложенные в госпрограмме, не представляются возможными. По расчетам Минэкономики, обнуление НДС снижает цену билета на 5–10%, а бюджет теряет 30 млрд руб. в год.
Помимо воздушных перевозок поручения коснулись и автотрасс. Президент велел разработать и утвердить план развития автодорог в Крыму на долгосрочную перспективу. В первой очереди стоит проект строительства обхода Симферополя и транспортной развязки на этом обходе. Также должен быть построен переход через Керченский пролив и автодорога от Керчи до Симферополя. Строительство моста через Керченский пролив должно завершиться в 2018 году.
Как Европа запретила полеты над полуостровом
Европейские аэронавигационные власти запретили своим перевозчикам летать в Крым. Евроконтроль не признал переход воздушного пространства Крыма к России и деятельность недавно созданной властями региона «Крымаэронавигации» и считает, что за полеты над Крымом вправе отвечать только диспетчеры Украины. Читайте подробнее