Сервантес наших дней
Угасла жизнь Габриэля Гарсиа Маркеса — колумбийского писателя и нобелевского лауреата, ставшего после успеха романа "Сто лет одиночества" знаменосцем литературы не только Латинской Америки, но и всего испаноязычного мира.
Как сообщает Associated Press, Габриэль Гарсиа Маркес скончался в четверг в своем имении в Мехико в возрасте 87 лет. Всемирно известный писатель еще в конце марте был госпитализирован с пневмонией, после чего продолжил свое лечение на дому. На публике последний раз писатель появлялся в начале марта, он вышел к журналистам и поклонникам, приехавшим к его дому выразить почтение по случаю его дня рождения. В связи со смертью великого соотечественника президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос объявил трехдневный траур. Скорбеть по утрате вместе с колумбийцами будет весь испаноязычный мир.
Габриэль Гарсиа Маркес, которого на родине ласково прозвали Габо, родился в маленьком колумблийском городке Аракатака, который впоследствии станет прообразом места действия самого известного творения Маркеса - романа "Сто лет одиночества". Свой путь он начинал как журналист в маленьком издании, ради работы в котором бросил иезуитский колледж. Кстати, заботы о журналистике Маркес не оставил, даже уже став известным писателем, — последние годы он возглавлял Ибероамериканский фонд новой журналистики. Вскоре Маркес стал специальным корреспондентом колумбийской газеты в Европе. Он попеременно жил во Франции, Венесуэле, Мексике и запоем читал — Фолкнера, Хемингуэя, Джойса и Кафку.
Свой первый роман Габо создаст в 23 года, но издатель найдётся лишь семь лет спустя. В 1965 году Маркес засел за написание своего главного шедевра — роман "Сто лет одиночества" появился спустя 12 месяцев уединения и стал мировым бестселлером, переведенным более чем на 30 языков. В New York Times эту книгу в списке самых важных к прочтению поместили сразу же за Библией, а сам Маркес заслужил звание "Сервантеса наших дней". Свою "Нобелевку" Маркес получил в 1982 году с формулировкой «За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента», прославив Латинскую Америку навсегда как источник неиссякаемого творчества, полный печали и красоты.
В литературе Маркес проходит под знаком "магического реализма", но значение его книг гораздо шире. Став культовой фигурой латиноамериканского «литературного феномена» 1960-х годов, Маркес выразил мысли и пронзительные чувства целого поколения. Он выступал как посредник в переговорах между партизанами и правительством Колумбии, дружил с Фиделем Кастро, а их вражда с Марио Варгасом Льосой, также испаноязычным писателем и нобелевским лауреатом, на протяжении целых тридцати лет породила невероятное множество окололитературных мифов и документальных фильмов.
В одном из интервью Маркес сказал: "Гарсиа Маркес — не тот писатель, который нравится мне больше всех, но, во всяком случае, он мне нравится. Разумеется, он нравился бы мне гораздо больше, если бы не был мною самим и не должен был писать книги". Он написал один том мемуаров из запланированных трех под названием "Жить, чтобы рассказывать о жизни", в котором он красиво вспоминает свою молодость и впускает читателя в свою творческую лабораторию, полную смыслов. Остальным томам уже не суждено было появиться...