"Законопроект больше направлен в сторону пиара"
Штрафы за незаконное предпринимательство могут увеличиться в 25 раз
С таким предложением выступили члены комитета Совета федерации по бюджету и финансовым рынкам Олег Казаковцев и Сергей Батин. Они уже внесли законопроект в Госдуму. Зампред комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский прокомментировал эту инициативу ведущему "Коммерсантъ FM" Андрею Норкину.
Сейчас штраф за работу без регистрации юрлица или индивидуального предпринимателя составляет от 500 до 2 тыс. руб. Сенаторы предлагают увеличить его до 30-50 тыс. руб. По их словам, из-за слишком мягкого наказания незарегистрированные предприниматели полностью заняли такие сферы деятельности, как ремонт квартир, перевозка малогабаритных грузов, услуги репетиторов, автосервисы и так далее.
А.Н.: Вот эта мера как увеличение штрафа будет иметь положительный эффект или наоборот загонит еще больше всех в тень, как вы думаете?
В.З.: Я уже пытался сегодня объяснять, что, вообще, когда мы говорим об увеличении штрафов для предпринимателей, здесь надо сделать, вообще, абсолютно дифференцированный подход.
А.Н.: То есть?
В.З.: Потому что, с одной стороны, когда мы говорим о непомерном бремени на малый бизнес, и значительные нарушения, которые могут поставить, неумышленные нарушения, которые могут поставить предпринимателя на грань банкротства, в принципе, после этих штрафов компанию закроют. Конечно, эта мера совершенно избыточная. Другое дело, что, когда мы говорим о норме незаконного предпринимательства, мы знаем, что часть статей Уголовного кодекса уже вообще удалена, и это сейчас плодит огромное количество компаний, которые с удовольствием просто платят штрафы, занимаясь абсолютно нелегальным, а зачастую криминальным бизнесом. И тогда когда мы говорим о сфере предпринимательства незаконного в сфере, которая, допустим, может угрожать жизни и здоровью людей, то там вообще штрафами проблему не решить.
А.Н.: А как?
В.З.: Там надо решать проблему ужесточением Уголовного кодекса. А самое главное не в этом. Самое главное, что если мы вообще рассмотрим конкретный пример, ну, вот магазин торгует некачественной продукцией, изначально торгует просроченной продукцией. Там сенаторы предлагают вводить конфискацию. Замечательно, что конфискация будет распространяться на продукты питания, которые, за которые магазин деньги не заплатил, он просто не заплатит их непосредственно поставщикам. А когда мы говорим о конфискации, то мы должны в первую очередь говорить о конфискации предмета предпринимательской деятельности, если это магазин, то должно конфисковываться оборудование, тогда это будет действенная мера, а все остальное это от лукавого. Это на самом деле абсолютно закон, который больше направлен в сторону пиара, чем на то, что какое-то действие может возыметь.
А.Н.: А насколько перспективны предложения, которые вот вы вносите, я так понимаю, что если вот вы об этом говорите, значит не реализовано в форме законов?
В.З.: Во-первых, у нас есть уже два законопроекта. Один сегодня уже получил положительное заключение правительства, это касается всех видов предпринимательской деятельности. То есть тех предпринимателей, которые производят и продают контрафактную, нелегальную и фальсифицированную продукцию, вот там как раз введена система и жестких штрафов, и изменений в УК, и, самое главное, конфискации предмета предпринимательской деятельности. При всей гуманизации.
А.Н.: Я понял, я сейчас обратил внимание, что вот вы говорите о немножечко о другом что ли направлении бизнеса, потому что вот в этом законопроекте, в сенатском, я смотрю, что тут перечисляются именно услуги. Понимаете, они же если они продают там что-то контрафактное, я понимаю, а вот если ремонт квартир, перевозка малогабаритных грузов, тут нет понятия контрафакт, тут есть, видимо, какой-то некачественное предоставление услуги, вот это тогда как контролировать?
В.З.: Я не успел вам договорить. Второй законопроект, который уже тоже внесен в Государственную думу, который я инициировал, как раз там идет разговор о некачественных услугах, которые предоставляются, об умышленном обмане потребителя. Вот там вводится очень жесткая система штрафов. Изменения в КоАП, которые поднимают сегодняшние штрафы, там действительно с максимальных 10 тыс., руб. которые есть, до миллиона. И очень важно, опять же, еще раз говорю, здесь некая коллизия.
С одной стороны мы говорим о гуманизации нашего экономического пространства с точки зрения помощи нашему малому и среднему бизнесу, а с другой стороны, к сожалению, здесь гуманизацией не обойдешься. Поэтому в моем законопроекте есть еще одна важная новация, которая говорит о том, что в этом случае при предоставлении некачественных услуг, поскольку большинство видов деятельности, которые прописаны сегодня, кстати, и в законопроекте сенаторов. Так вот, большинство видов этой деятельности не лицензируется, поэтому мы не можем лишить предпринимателей лицензии, поэтому в этом случае можем максимум, что делать в рамках сегодняшнего законодательства — это приостановление деятельности того или иного предприятия до 90 дней. Это тоже очень важно.
То есть, это на самом деле, вы понимаете, практически поставить предприятие на грань выживаемости. И, опять же, при том, что я, в общем-то, и по роду своей деятельности, защищаю предпринимателей, и стараюсь выпускать законы в пользу их. Вот в случае, опять же, незаконного предпринимательства, уверяю вас, вот неумышленно незаконного предпринимательства практически не существует, это все обман. Когда банк пишет заведомо договор займа, ставящий в невыполнимые условия заемщика, когда делается ремонт квартир таким образом, что при невыполнении своих обязательств максимум, что может сейчас заплатить, грубо говоря, подподрядчик или, там, исполнитель, — это максимум заплатить там 50 тыс. руб., так вот он заранее знает, что он обманет заказчика. И сегодня вопрос незаконного предпринимательства, вот что случайно произошло, практически этого нет. Поэтому при всей гуманизации, я считаю, что ужесточение статей УК и КоАП по незаконному предпринимательству должны быть обязательны.