Госдума уже лицензирует управдомов
Законопроект об усилении госрегулирования в ЖКХ принят в первом чтении
Госдума приняла вчера в первом чтении законопроект, вводящий лицензирование управления многоквартирными домами. Разработанный Минстроем документ был внесен на рассмотрение палаты "Единой Россией". С его помощью власти намерены резко ужесточить контроль за сферой ЖКХ с годовым объемом платежей населения 1,5 трлн руб. Процедуру первого чтения документ миновал с немалым трудом, набрав 243 голоса за при минимально необходимых 226 голосах: против голосовали оппозиционные фракции Госдумы, считающие, что новации лишь усилят коррупцию в ЖКХ.
Законопроект "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" стал партийным проектом "Единой России" — в его соавторы в итоге записались около 150 депутатов, то есть треть всего состава Госдумы. На деле документ подготовлен недавно образованным Министерством строительства и ЖКХ во главе с Михаилом Менем — как ответ на ежегодный 20-процентный рост числа жалоб собственников жилья на свои управляющие компании. Госрегулирование в этой сфере решено вводить через выдачу лицензий для "входа на рынок". Это, отметим, противоречит курсу последних лет на сокращение лицензируемых видов деятельности. Но острота проблемы и объем рынка (из 1,5 трлн руб. платежей населения за коммунальные услуги через управляющие компании проходит 80% сумм) заставили власти отойти от курса и более не надеяться на альтернативное решение — постепенное нарастание "снизу" процессов саморегулирования.
Сейчас 16 тыс. УК управляют 78% площадей многоквартирных домов, еще 10% приходится на ТСЖ. Теперь им придется получать лицензии на управление многоквартирными домами, действующие лишь в одном регионе. Процесс начнется 1 сентября 2014 года и завершится 1 мая 2015 года. Государство в лице жилищных инспекций сможет отказать в выдаче такого разрешения, если руководитель УК был дисквалифицирован, судим за экономические преступления или дважды в течение последнего года привлекался к административной ответственности. Выданную лицензию орган жилищного надзора через суд сможет отозвать за неоднократные нарушения правил управления домом и неисполнение предписаний. После аннулирования лицензии еще раз "податься в управдомы" можно будет лишь через три года. За работу без лицензии или нарушения в работе управляющие будут наказываться штрафами размером до 500 тыс. руб.
К законопроекту в ходе его подготовки было выдвинуто немало претензий. В своем отзыве на проект правительство РФ сообщило о желании видеть в нем нормы, дающие госорганам возможность присматривать за процессом выдачи лицензий жилищными инспекциями. Счетная палата в своем заключении не поддержала проект. Объяснив это, в частности, тем, что лицензирование относится к полномочиям федеральных властей, проект же возлагает выдачу лицензий на регионы. Кроме того, аудиторы не понимают, из каких средств будут финансироваться новые процедуры (после этого правительство стало спешно готовить поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы об уплате госпошлины за выдачу таких лицензий.— "Ъ").
Выступая вчера на заседании палаты, глава думского комитета по ЖКХ Галина Хованская ("Справедливая Россия") заявила, что лицензирование никак не решает главной проблемы — плачевного состояния жилищного фонда: "УК будут по-прежнему шарахаться от домов, требующих капремонта". По мнению депутата, возможна ситуация, когда с лицензиями в итоге останутся прежде всего аффилированные с местной властью компании. По ее словам, у жильцов должно быть право вето на расторжение договора с УК, если коррумпированные чиновники захотят "убрать" устраивающую собственников компанию. Заместитель Галины Хованской в жилищном комитете и соавтор проекта единоросс Павел Качкаев пообещал, что ко второму чтению документ будет существенно переработан, в частности появится упомянутая норма о праве собственников на вето. Господин Качкаев заверил также, что стоимость лицензии, которую определит правительство, не будет запредельной и не повлияет на стоимость коммунальных услуг.
Эти обещания оппозиционные фракции не убедили — проект набрал 243 голоса за при минимуме 226 голосов. Поправки ко второму чтению профильный комитет будет принимать до 22 мая.