Конституционный суд признал неравенство столичной нормой
Штрафы для Москвы и Санкт-Петербурга останутся высокими
Конституционный суд (КС) отказался отменить повышенные штрафные тарифы за ряд нарушений ПДД в Москве и Санкт-Петербурге. В КС пожаловалась думская оппозиция, по мнению которой санкции, введенные для борьбы с пробками, нарушают принцип равенства граждан перед законом и судом. Эту позицию поддержали и в МВД. Но КС нарушений не обнаружил: Москва и Санкт-Петербург являются "главными транспортными узлами государства", поэтому безопасное движение в этих городах является "конституционно значимой целью". Более того, в суде считают, что повышенные штрафы могут быть введены и в других крупных городах.
Вчера КС оставил в силе действующую редакцию КоАП, установившую повышенные штрафы за нарушение норм ПДД для Москвы и Санкт-Петербурга. В суде не нашли "оснований для признания их не соответствующими Конституции РФ". С жалобой в конце 2013 года обратились 93 депутата Госдумы от ЛДПР, КПРФ и "Справедливой России". По их мнению, повышенные в 2012 году санкции нарушают принцип равенства граждан перед законом и судом, закрепленный в Конституции. Слушания по делу состоялись 18 марта ("Ъ" сообщал об этом 19 марта), вчера было оглашено решение.
Напомним, поправки к КоАП были внесены по инициативе столичных властей после того, как кресло мэра Москвы занял Сергей Собянин. Повышение штрафов стало одним из инструментов борьбы с пробками и улучшения работы общественного транспорта. К примеру, за выезд на автобусную полосу и парковку в запрещенном месте санкция была повышена для Москвы до 3 тыс. руб. (в других городах она составляет 1,5 тыс. руб.).
В сентябре 2013 года ЛДПР уже пыталась отменить санкции в Госдуме, ссылаясь на несоответствие Конституции, но законопроект был отклонен по инициативе "Единой России", которая и предложила оппонентам обратиться за оценкой в КС. Позицию ЛДПР в начале 2014 года поддержал и Всероссийский научно-исследовательский центр МВД, анализировавший КоАП по просьбе КС. В заключении (есть в распоряжении "Ъ") эксперты указали, что размеры штрафов в Москве и Санкт-Петербурге "непропорционально отличаются от общероссийских". "Оспариваемые нормы вводят повышенные штрафы без достаточных оснований,— сказано в документе.— Степень общественной опасности нарушения ПДД не отличается от других регионов, в которых также наблюдается сложная ситуация".
В решении КС говорится, что неравенство "основано на объективных критериях" и учитывает "специфику дорожно-транспортной обстановки": Москва и Санкт-Петербург "являются одновременно крупнейшими мегаполисами" и "главными транспортными узлами государства". "Этим объективно предопределяются более сложные условия движения и повышенный уровень угрозы дорожной безопасности,— заявили в суде.— Исходя из этого, оспариваемые положения преследуют конституционно значимые цели". КС признал, что федеральный законодатель не может оценить "степень и характер влияния последствий тех или иных правонарушений" на дорожную ситуацию в каждом конкретном регионе. Поэтому в КоАП могут быть внесены поправки, расширяющие полномочия субъектов РФ вводить собственное регулирование не только по оспоренным нормам, но и по другим правонарушениям.
"Обсуждать решение КС некорректно, оно окончательное и отмене не подлежит",— заявил "Ъ" зампред комитета Госдумы по госстроительству, инициатор ряда поправок к КоАП Вячеслав Лысаков. "К решению КС мы относимся с уважением, но восприняли его с сожалением,— заявил "Ъ" один из соавторов обращения в КС депутат Ярослав Нилов.— Теперь по логике суда можно вносить изменения в КоАП, увеличивая для Москвы штрафы за нарушение миграционного законодательства — ведь мигрантов-то здесь больше. Можно повышать санкции и за просроченные продукты, ведь и магазинов больше". Депутат добавил, что "так и не прояснилось, откуда взялись штрафы размером 3-5 тыс. руб., кто их просчитывал и на основе каких методик". "Фактически суд подтвердил административный распад страны,— считает координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов.— Очень скоро за превышение скорости в Екатеринбурге штрафовать будут на 5 тыс. руб., а в Новгородской области — на 1 тыс. Хуже всего то, что КС, вероятно, принимал решение, руководствуясь не буквой закона, а целесообразностью и текущей ситуацией в столице. Исходя из этой логики, в Москве можно будет сжигать автомобили, ведь их слишком много, а бороться с пробками как-то нужно".