Диабет натощак
Один из идеологов и руководителей всероссийского исследования распространенности сахарного диабета второго типа, заведующий отделением диабетической стопы ФГБУ "Эндокринологический научный центр" Министерства здравоохранения РФ ГАГИК ГАЛСТЯН, отмечает, что ни в одной стране мира пока еще не проводилось такого всеохватного исследования больных диабетом.
— Почему вы считаете исследование уникальным?
— Его уникальность заключается в специально разработанном дизайне, позволяющем обеспечить репрезентативность обследуемого населения. Отбор респондентов проходит по определенным квотам — с учетом возраста, пола, региона, распределения согласно проживанию в сельской или городской местности. Методика исследования учитывает данные переписи населения — это позволит получить достоверные данные с точки зрения представительства всех регионов и всех названных групп, экстраполировать на население страны в целом и поможет увидеть реальную ситуацию. По крайней мере, мы ставим перед собой такую амбициозную задачу.
— В чем принципиальная инновационность и важность проекта?
— Важность проекта не только в том, чтобы выявить людей, которые ранее не знали о своем заболевании сахарным диабетом, хотя, безусловно, это очень важная задача, но и в том, чтобы в целом улучшить диагностику сахарного диабета в стране. Многие страны мира достаточно давно задумались над проблемой выявляемости сахарного диабета, и если раньше в мире соотношение диагностированных и недиагностированных случаев составляло 50% на 50%, то сейчас в развитых европейских странах статистика такова, что соотношение составляет примерно 75% на 25%.
Инновационность проекта, думаю, помимо высокой организации и взаимодействия всех его участников в методологии, а именно в использование гликированного гемоглобина в качестве основного диагностического критерия. Не каждая страна может похвастаться исследованием такого масштаба, а если учитывать территориальные особенности нашей страны, то нигде в мире не было проектов, вовлекающих все регионы — запад, восток, север, юг и даже отдаленные регионы.
— Обычно кровь на анализы сдают натощак, в вашем исследовании это необязательно благодаря методике использования гликированного гемоглобина. Действительно результатам не натощак можно доверять?
— Гликированный гемоглобин — это гемоглобин эритроцитов, связанный с глюкозой. Это связывание зависит от уровня глюкозы в крови. То есть чем дольше и чем выше уровень глюкозы крови, тем больше глюкозы связывается с гемоглобином, тем выше уровень гликированного гемоглобина. Долгие годы велись поиски оптимальной методики определения гликированного гемоглобина. Сегодня такие высокоспецифичные лабораторные тесты доступны. Они применялись и в нашем исследовании. Данные методики позволяют нивелировать такие проблемы, как низкий уровень гемоглобина, связанный с другими заболеваниями. Еще одно преимущество методики — это удобство, ведь не все люди могут прийти натощак. Понятие натощак означает, что человек в течение предшествующих 12 часов не потребляет пищи. В реальной жизни достичь такой чистоты эксперимента очень сложно. Важно еще и то, что методика анализа уровня гликированного гемоглобина признана международным сообществом как современный скрининговый метод для обследования широких масс населения на сахарный диабет.
— Какие выводы уже можно сделать исходя из полученных данных пилотного исследования, проведенного в Москве, Башкортостане, Татарстане?
— Уже сейчас мы можем сделать важные выводы: методика проведения исследования может быть перенесена на более широкое применение в масштабах страны. Предварительная оценка результатов показала, что около 50% людей, у которых были выявлены высокие лабораторные показатели сахарного диабета, ранее не знали о наличии у себя сахарного диабета. Третий, очень важный момент, что у 23% людей, которые не знали о заболевании, уровень гликированного гемоглобина имел значения, свойственные для выраженной декомпенсации заболевания,— больше 9%. Можно предположить, что у этих людей сахарный диабет уже не первый год. Это тревожная ситуация, поскольку есть прямая зависимость между длительностью нелеченного диабета, уровнем декомпенсации и риском развития сосудистых осложнений, приводящих к ранней инвалидизации, преждевременной смерти и т. д. Кроме того, лечение осложнений заболевания требует больших затрат и усилий.
— Что из полученных результатов вы нашли особенно интересным?
— Число невыявленных случаев диабета особенно высоко среди лиц активного работоспособного возраста 40-44 лет. Порядка 86% из них не знают о том, что у них есть нарушение углеводного обмена в виде диабета. Это когорта людей, которые имеют большую ожидаемую продолжительность жизни, и если у них несвоевременно проводится диагностика, то можно говорить о том, что ухудшается прогноз их жизни. Еще одно наблюдение, по данным, полученным в исследовании: кривая заболеваемости сахарным диабетом снижается в возрасте 65-69 лет и далее вновь возрастает. Это возраст высокой летальности от сердечно-сосудистых заболеваний — когда человек внезапно умирает от инфаркта, инсульта, возможно, вследствие таких недиагностированных хронических заболеваний, как сахарный диабет или артериальная гипертония. Получается, что если человек дожил до 69 лет, то дальше риск развития сахарного диабета у него выше, поскольку здесь влияние оказывает фактор старения.
— Четверть населения (25% обследованных), по данным пилотной части исследования, имеют уровень гликированного гемоглобина от 5,7% до 6,4%, то есть находятся в зоне высокого риска развития сахарного диабета. Для вас эти данные стали неожиданностью?
— Да, это высокий процент. И эти результаты заставляют нас задуматься. Это та категория людей, среди которой можно активными действиями если не предотвратить, то замедлить или отсрочить возникновение заболевания, причем на годы. В Финляндии наши коллеги оценивали воздействие изменения образа жизни на возникновение сахарного диабета среди людей из группы риска. Так, за счет увеличения двигательной активности, смены рациона питания им удалось более чем на 50% снизить развитие сахарного диабета в течение пяти лет. Это не значит, что у этих людей вообще не разовьется заболевание, но, согласитесь, даже отсрочить диабет — большая удача и колоссальный вклад в состояние здоровья населения. А с экономической точки зрения — более позднее применение лекарственной терапии. К слову, в нашем пилотном исследовании всем людям из группы риска мы давали рекомендации о том, как откорректировать образ жизни, и направляли к врачам по месту проживания для более детальной консультации по состоянию здоровья. Это важная профилактическая часть, которую мы заложили в проекте.
Гагик Галстян испытывает чувство профессиональной гордости оттого, что кроме России, ни в одной стране мира пока еще не проводилось такого всеохватного исследования людей с диабетом