"В годы холодной войны была создана конфронтационная стабильность"
Эксперты о заявлении госсекретаря США Джона Керри
Дипломатам в современных реалиях работать сложнее, чем в годы холодной войны. Такую точку зрения высказал Джон Керри. Госсекретарь США выступил с речью о перспективах страны на внешнеполитической арене. С появлением новых центров влияния Штатам стало сложнее определить свое место в мире, считают эксперты.
Во времена холодной войны дипломатам было проще, чем сейчас. Такое мнение высказал госсекретарь США Джон Керри на выступлении в Госдепартаменте. Как сообщает Associated Press, его речь была посвящена перспективам внешней политики страны. Как признал господин Керри, сегодня мир стал гораздо сложнее, а перемены происходят высокими темпами.
"Раньше выбор был менее разнообразен, менее сложен: коммунизм и демократия; Запад и Восток. И многое было подчинено, смято этой силой двухполюсного мира. Сегодня по всему миру резко ускорились темпы перемен. Мы сталкиваемся со всевозможными вызовами: это и междоусобицы, и религиозный экстремизм, и слишком большое количество несостоятельных государств. В послевоенный период США могли принимать неудачные решения и все равно выигрывать, поскольку были единственной доминирующей державой. Теперь это уже не так, так что нам надо действовать стратегически, напористо и прежде всего эффективно", — заявил господин Керри.
Нервозность Соединенных Штатов очевидна ведь Вашингтон не может определить сферу своего влияния в изменившейся конъюнктуре. В этом уверен глава Центра политических исследований РАН Борис Шмелев.
"Керри здесь прав. В годы холодной войны была создана конфронтационная стабильность. Да, две сверхдержавы противостояли друг другу, но, тем не менее, они контролировали ситуацию в мире, и фактически международная безопасность во многом определялась их взаимными договоренностями. Это была система не демократичная, но достаточно эффективная. А после в мире появились новые центры влияния. Они стали определять ситуацию. И попытка Соединенных Штатов Америки противостоять нарастающим тенденциям успеха не имела. Отсюда — беспокойство США. Пока непонятно им самим, как в этом новом мире следует определить место Штатов", — рассуждает Шмелев.
Джон Керри фактически сравнил нынешнюю обстановку в мире с временами холодной войны. Едва ли можно назвать это оригинальным, считает заведующий отделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа Сергей Уткин.
"Многие рыцари холодной войны любят представлять дело так, что в холодную войну было больше определенности. Этот подход совершенно неправомерный, потому что, когда больше определенности у вас на грани термоядерного конфликта, это немногого стоит. И сейчас при всех сложностях все-таки мы живем в существенно более безопасном мире. Да, есть новые вызовы, но с ними вполне можно иметь дело. Я не думаю, что его риторика как-то усугубляет положение, в котором мы находимся. У нас есть потенциал. Мы в плане поиска компромисса не дорабатываем сейчас. О чем сейчас надо думать сторонам — это не о философском осмыслении процесса, а о том, как реализовать Женевские соглашения", — уверен Уткин.
В качестве наиболее сложных районов Джон Керри назвал Ближний Восток. Причина — в радикальных исламистах, которые увеличили влияние в регионе.