Госфинансы не поддаются взвешиванию
"Бюджетное правило" обрастает аргументами
Совещание у президента Владимира Путина не привело к сближению взглядов Минэкономики и Минфина на формирование федерального бюджета на 2015-2017 годы. Выступая против предложенного Минэкономики стимулирования экономики за счет наращивания госрасходов, Минфин привел расчеты полного исчезновения в этом случае бюджетных резервов к 2017 году. Кремль рекомендовал еще раз проанализировать практику применения "бюджетного правила". По сути, речь идет о выборе того, что предпочтительней: с хорошими финансовыми позициями входить в предвыборную трехлетку или выходить из нее.
Как стало известно "Ъ", на совещании у президента Владимира Путина, состоявшемся поздно вечером 22 апреля, глава Минфина Антон Силуанов представил угрожающие расчеты, которыми обосновал свою позицию ничего не менять в бюджетной политике: "наращивание бюджетных расходов — угроза национальной безопасности". Как следует из материалов Минфина, только при сохранении текущего бюджетного правила к 2017 году удастся сохранить резервный фонд почти не тронутым — в размере 3 трлн руб. Наращивание же расходов, на котором настаивает Минэкономики, приведет к почти полной потере резервного фонда уже к 2017 году. А если реализуется крайне негативный сценарий, предусматривающий падение стоимости нефти до $91 за баррель в 2015 году, резервный фонд обнулится уже в 2016 году.
Структурный маневр для стимулирования экономического роста был предложен Минэкономики еще в марте и не раз обсуждался в правительстве (см. "Ъ" от 16, 17 и 21 апреля). Он подразумевает увеличение дефицита федерального бюджета с 1% ВВП до 2% ВВП, а также направление в бюджет нефтяных допдоходов, связанных с девальвацией рубля. Эти средства (от 803 млрд руб. в 2015 году до 1 трлн руб. в 2017 году) предложено потратить на развитие транспортной инфраструктуры, человеческого капитала и ряд приоритетных региональных и отраслевых проектов — прежде всего на развитие Крыма.
У президента проблему обсуждал узкий круг — премьер-министр Дмитрий Медведев, глава администрации Кремля Сергей Иванов, первый вице-премьер Игорь Шувалов, министр финансов Антон Силуанов, глава ЦБ Эльвира Набиуллина, министр экономического развития Алексей Улюкаев и помощник президента Андрей Белоусов. Был приглашен и экс-министр финансов Кудрин.
Значительные расходы на развитие Крыма Минфином отвергнуты в первую очередь. На совещании у президента, по информации "Ъ", Антон Силуанов предложил использовать на эти цели уже имеющийся бюджетный резерв — 243 млрд руб. в 2014 году и 85 млрд руб. в 2015 году. Остальное предлагается оплачивать из доходов от приватизации "Роснефти" (423,5 млрд руб.) и депозитов "Русгидро". При этом поступления от приватизации нефтяной госкомпании в тех же материалах Минфина оценены как "маловероятные". Минфин напоминает, что обеспечение бюджетной сбалансированности Крыма, а также трансферты внебюджетным фондам, связанные с его присоединением, неучтенные в расчетах Минэкономики, потребуют до полутриллиона рублей в ближайшие четыре года. Поэтому инвестиционные проекты на полуострове предлагается оплачивать средствами РФПИ и частных инвесторов. Последний вариант Минэкономики предусматривает до 744 млрд руб. бюджетных допрасходов до 2017 года только на программу развития Крыма и строительство моста через Керченский пролив.
Дополнительные 1,9% роста ВВП в 2017 году за счет мер стимулирования, предложенных Минэкономики, Минфин ставит под сомнение столь же категорично, как и траты на Крым. Наоборот, по мнению Антона Силуанова, структурный маневр приведет к росту дефицита бюджета, долгу и оттоку капитала, снижению резервов страны. "У западных стран появится возможность негативно влиять на Россию с меньшим ущербом для себя",— говорится в материалах Минфина. Итоги обсуждения участники комментировали скупо. Алексей Улюкаев вчера сообщил, что "решение не принято". Алексей Кудрин рассказал, что Владимир Путин поручил министерствам финансов и экономики еще раз проанализировать практику применения "бюджетного правила".