Счастье инкогнито
Арнольд Котов, автогонщик, Дмитровский район
К интересному наблюдению из области психологии я пришел недавно в общественном туалете. Не надо морщиться - туалет хоть формально и является общественным, но находится в офисе, то есть по чистоте может соперничать с иным домашним. От чистоты мои наблюдения и пошли. Я зашел, а там уборщица. "Здрасьте", - говорит. И я ей в ответ: "Здрасьте". Вообще-то я шел писать, с ударением на первом слоге, а увидел ее и сделал вид, что пришел мыть руки. Обманный маневр совершил, примерно, как Бузыкин в "Осеннем марафоне", кто помнит, конечно. А чего я, спрашивается, ушел, чего испугался? Я ведь в аэропорту никого не боюсь, ни лилового негра со шваброй, ни белокурую швабку с тряпкой. Достаю и как ни в чем ни бывало делаю то, зачем пришел. Почему так? Потому что уборщицу в офисе я знаю, пускай и не по имени, а человека в аэропорту вижу в первый и, возможно, в последний раз.
Короче-мороче, мое поведение, как поведение собаки Павлова, поддается очень простому анализу, даже на кушетке не надо лежать, сны рассказывать, чтобы понять, что у меня в голове. В голове же что: рабская зависимость от узнавания. В принципе, ничего такого постыдного в том, чтобы делать неприличные вещи инкогнито, нет. Стыд ведь штука персональная. Когда-то давно я взялся сам установить в машину магнитофон. Видимо, устанавливал не совсем правильно, потому что предохранитель в магнитофоне при первой попытке его включить сгорел. Но я парень настырный, поставил вместо предохранителя "жучок", то есть кусок проволоки. "Жучок" неправильную установку пережил нормально, но из устройства пошел дым: что-то сгорело на плате. Я отнес магнитофон в ремонт - тогда оно того стоило - и приемщик, быстро разобрав аппарат, спросил: "И какой же это мудак предохранитель проволокой заменил?" Мне бы набрать в грудь воздуха, свирепо покрутить глазами, да как рявкнуть: "Тот, кого вы, милостивый государь, назвали мудаком, стоит перед вами". Но я только пожал плечами, сказав: "Да, действительно интересно было бы посмотреть на этого мудака". Тем самым я сохранил инкогнито.
Собственно, то же самое испытываешь и за рулем автомобиля. Гораздо проще вести себя как мудаку, когда никто не знает кто ты и что ты, а окружающих ты воспринимаешь как уборщиц в терминале один мюнхенского аэропорта. Другое дело, если тебя очень легко вычислить. В одной редакции, где я работал, была славная традиция обклеивать служебные автомобили логотипами журнала. И вы знаете, дисциплинировало. Хочешь иной раз повести себя некрасиво, а потом думаешь: а ведь окружающие знают, что ты работаешь в издании, со страниц которого горстями бросают в народ зерна разумного, доброго и вечного. А если, думалось, кто еще и письмо в редакцию напишет, мол, видел автомобиль такого-то цвета такой-то марки, и за рулем сидел явный - ну, вы понимаете, кто. Совсем неудобняк случится.
Я, конечно, не претендую на откровения. Психологи давно заметили, что хамство за рулем объясняется тем, что человек сидит как бы неузнанный в закрытой скорлупе. И что мужчина в дорогом внедорожнике, отжав вас бортом при перестроении, не будет делать так же на стойке регистрации в аэропорту, поскольку скорлупы на нем нет.
Но времена меняются. Даже водители чиновников стали меньше хамить на дорогах, потому что развелось много умников с регистраторами, которые, при случае, могут вычислить и ведомство, по которому автомобиль числится, и его солнцеликого владельца. Тем более доказательства на руках.
Но скоро, я думаю, еще до массового внедрения гугл-очков, будет разработано какое-нибудь мобильное приложение, которое, просканировав номер автомобиля, расскажет вам кое-что о его владельце. И вы сможете в удобной форме сказать ему: "Маска, я тебя знаю". Причем, мне думается, сообщение вы направите так, чтобы самому сохранить инкогнито.