"Правый сектор" — это не та сила, которая сейчас в состоянии что-то делать"
Киевские власти 25 апреля потребовали, чтобы Россия отвела свои войска от границ Украины, прекратила учения и в течение двух суток объяснила, по какой причине и с какой целью они проводятся. Специальный корреспондент ИД "Коммерсантъ" Илья Барабанов рассказал подробности ведущим Наталье Ждановой и Максиму Митченкову.
Глава Минобороны России заявил, что учения будут продолжаться, и что они действительно связаны с обострением ситуации на юго-востоке Украины. По словам министра, в операции против мирных граждан действует группировка войск численностью более 11 тыс. человек, и что эти военнослужащие вооружены автоматическим оружием. По данным российского Минобороны, к операции привлечены около 160 украинских танков, более 230 БМП и БТР, не менее 150 орудий и минометов, большое количество авиации.
Н.Ж.: Как прошла ночь в Славянске? В четверг вечером телеканалы показывали страшные картинки с танками, с горящими покрышками, с вооруженными людьми. Какая была обстановка ночью и что сейчас?
И.Б.: Вы знаете, все эти страшные картинки, насколько я понимаю, это была вчерашняя утренняя картинка, когда украинские военные вплотную подошли к Славянску, заняли блокпосты на окраине города. И там действительно была стрельба, несколько человек погибли, но после этого военные, постояв несколько часов, развернулись и почему-то ушли на ранее занятые позиции, в город они решили не входить. После этого в Славянске готовились ко второму штурму, потом говорили о том, что в ночи возможен снова штурм. Но, насколько я понимаю, ночь прошла спокойно, и вопрос, после вчерашней репетиции военные снова двинутся к Славянску или нет.
Н.Ж.: А что сейчас делают ополченцы, укрепляют ли баррикады, и много ли людей, которые обороняются?
И.Б.: Их не так много, на каждой баррикаде по ночам дежурит по 10-15 человек, возможно, сейчас в связи со сложившейся обстановкой больше, их стараются чуть лучше вооружить, укрепить баррикаду против танка довольно тяжело.
М.М.: Мы знаем, в Мариуполе тоже были столкновения. Что касается других городов — Луганска, Донецка, Краматорска — что там происходит?
И.Б.: В Луганске ситуация абсолютно стабильная, как и в Донецке. Люди удерживают захваченные ранее здания и больше никуда пока не стремятся идти. Но и украинская власть не пытается ничего делать. Славянск с Краматорском — это, по большому счету, одна точка на карте, между ними расстояние буквально 10 км. Мариуполь южнее, это трасса в Россию, которая ведет на Таганрог. И там действительно вчера были непонятные события, вроде бы были фанаты, насколько я знаю, люди Днепропетровска. Сначала освободили здание Горсовета от активистов, потом чуть ли не милиция снова это здание активистам вернула, побив фанатов. В итоге они все-таки освободили здание о тех лишних людей, и сейчас оно функционирует в обычном режиме.
М.М.: В Мариуполе столкновения между кем и кем были? Поступала информация, что там присутствует "Правый сектор". Но Аваков эту информацию опровергает. Какие данные есть у вас?
И.Б.: "Правый сектор" уже сейчас видят в любой новости, что бы ни происходило неприятного на Украине или где-то на границе, они сразу начинают лепить "Правый сектор". Теперь это, видимо, будет каждый день, после того, как Ярош заявил о том, что переносит свой штаб в Днепропетровск. Я честно сходил, посмотрел на то, что из себя представляет штаб "Правого сектора" в Днепропетровске, им выделили этаж в одном из административных зданий. При этом там абсолютно нет ни активистов, ни оружия, ничего. Поэтому я бы не стал лишний раз демонизировать "Правый сектор" в связи с событиями на востоке, это не та сила, которая сейчас в состоянии что-то делать, тем более, в Донецкой области. И тогда в Мариуполе активное участие принимали футбольные фанаты.
Н.Ж.: Какие заявления сейчас делают киевские власти? Вчера украинские СМИ сообщали, что приостановлена силовая операция. Надолго ли, или вообще речь идет об отмене силовой операции?
И.Б.: Это абсолютно непонятно, поскольку в Киеве каждый раз подчеркивают, что операции будут проходить поэтапно, такое интересное слово. Вчера, я так понимаю, был один из таких этапов, и в Киеве им довольны. Турчинов вчера вечером обсудил ситуацию на востоке Украины с Александром Лукашенко по телефону, после чего еще раз сказал о том, что ни о какой приостановке операции речи и быть не может, что операции на востоке все равно продолжаются. Но когда начнется следующий активный этап, никто не знает.
М.М.: А что касается начала учений российских войск на границах с Украиной, как восприняли это на юго-востоке Украины?
И.Б.: Сложно воспринять это, я думаю, жителям однозначно, все же и так понимали, что войска на границе стоят. Я для "Коммерсанта" ездил по границе еще в начале апреля, когда закончились мартовские учения, и было очевидно, что в Ростовской области российские военные по-прежнему присутствуют. На всякий случай они там находятся и чего-то выжидают, то же самое касается украинских военных, они точно так же в середине марта безо всяких учений выдвинулись к границе с Россией, и сидят в приграничной зоне уже месяц, чего-то высиживают на всякий случай, стерегут.