Ювелирные сокровища музейного уровня

НИНА СПИРИДОНОВА (ROBB REPORT)

Multiple Exposures: Jewelry and Photography

Museum of Arts and Design (Нью-Йорк). До 14 сентября 2014 года

Оказывается, фотография и ювелирное дело имеют значительно больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Об этом рассказывает выставка Multiple Exposures: Jewelry and Photography в Нью-Йоркском музее искусства и дизайна (Museum of Arts and Design). Искусство фотографии и ювелирное дело немало изменились за последние полтора столетия, причем как в техническом, так и в социально-культурном отношении. Цифровые технологии упростили и ускорили процесс, но современная фотография лишилась очарования, присущего неповторимым старым снимкам. Похожие метаморфозы происходят и в ювелирном деле. В фокусе современных ювелирных художников — фототехника прошлого и винтажные украшения из бабушкиной шкатулки. Кроме того, мастера изо всех сил исследуют феномен социального взаимодействия драгоценностей с обществом. Австриец Фриц Майерхофер создал браслет Portrait of the Artist из серебра и акриловой смолы, в который заключил аналоговый снимок. Вафаа Билал из Ирака придумал 3D-камеру в виде серебряного диска, который крепится к затылку. Живущий в Мюнхене японец Хиро Камата сделал брошь из старинных фотолинз, покрасив их и заключив в серебряную оправу, а кореец Хиун-Сеок Сим превратил в подвеску из золота, серебра и стали панорамную фотокамеру. В проекте приняли участие 80 дизайнеров из 20 стран.

"Мир Фаберже"

Kunsthistorisches Museum (Вена). До 18 мая 2014 года

В рамках австрийско-российского года культуры в венском Kunsthistorisches Museum проходит выставка "Мир Фаберже". В Вену доставлены более 160 экспонатов из собрания Московского Кремля и Музея минералогии имени Ферсмана. Центральную часть экспозиции занимают знаменитые яйца Фаберже. В 1885 году император Александр III заказал ювелиру пасхальный подарок для своей супруги Марии Федоровны. По царскому заказу было изготовлено белое эмалевое яйцо, внутри которого помещались курица, корона и еще одно маленькое рубиновое яйцо. Так в компании Фаберже родилась традиция каждую Пасху удивлять государя-императора очередным шедевром. Вплоть до 1917 года мастера Фаберже изготовили 50 ювелирных яиц, из которых сохранились только 42. На выставке представлено четыре экземпляра: "Память Азова" (1891) с миниатюрным кораблем, "Транссибирская магистраль" (1900) с миниатюрным золотым поездом, а также "Московский Кремль" и "Созвездие" — они не были завершены из-за революционных событий. В Вене представлены и украшения, изготовленные ювелирами Фаберже из золота, эмали и драгоценных камней. Предметам обихода, принадлежавшим царской семье, на выставке тоже нашлось место. Портсигар из синей эмали с золотым двуглавым орлом вдовствующая Мария Федоровна преподнесла своему сыну Николаю II, сам император на 10-ю годовщину свадьбы подарил супруге Александре Федоровне драгоценные анютины глазки в вазе из горного хрусталя.

Rene Lalique: Enchanted by Glass

The Corning Museum of Glass (Корнинг). 17 мая 2014 года — 4 января 2015 года

Музей стекла в городе Корнинг, штат Нью-Йорк, располагает самой крупной коллекцией произведений Рене Лалика. Два года назад ее пополнили еще 400 предметов (вазы из прессованного стекла, пепельницы, лампы, статуэтки, чернильницы), переданных в дар коллекционерами Стэнфордом и Илейн Степпа. Организаторы выставки Rene Lalique: Enchanted by Glass сосредоточились на карьере великого мастера: на том, как из ювелира, создающего украшения для избранных, он превратился в предпринимателя мирового уровня. Лалик одним из первых начал делать украшения с использованием полудрагоценных камней, эмали, рога и кости, а его триумфальное участие в парижской выставке 1900 года принесло ему славу непревзойденного мастера ар-нуво. Несмотря на оглушительный успех его ювелирных коллекций и несметное количество заказов, Лалик заинтересовался стекольным производством: он изготовил флаконы для парфюмера Франсуа Коти. В 1921 году ювелир открыл свою стекольную фабрику в небольшом городке Винген-сюр-Модере. "Он внедрил декоративное стекло во все области человеческой жизни: в быт и архитектуру, в поезда и круизные лайнеры,— говорит куратор выставки Келли Элиот.— Благодаря Лалику предметы из стекла стали атрибутом роскошной жизни". На выставке будут драгоценности, предметы из стекла, формы для заливки, рисунки и эскизы — всего около 200 экспонатов.

Gold and the Gods: Jewels of Ancient Nubia

Museum of Fine Arts (Бостон). 19 июля 2014 года — 14 мая 2017 года

Бостонский музей изящных искусств MFA покажет украшения Древней Нубии из собственного собрания — крупнейшего за пределами нынешнего Судана. В начале прошлого столетия сотрудники музея неоднократно участвовали в экспедициях, проводимых совместно с Гарвардским университетом, поэтому все находки в долине южного Нила были подробно описаны и задокументированы. В Древнем мире, примерно во втором тысячелетии до нашей эры, Нубия была широко известна как поставщик золота и слоновой кости, которые караванами отправляли в Египет, а потом — в Средиземноморье. На выставке "Золото и боги: украшения древней Нубии" представлено более 100 предметов. Среди них — посмертная маска царицы Савской (Queen Malakaye) из позолоченного серебра (664-653 годы до н. э.), а также различные изображения божеств. Так, голова богини неба Хатор с узнаваемыми рогами (ее почитали в образе небесной коровы) украшает подвеску из золота и хрусталя (743-712 годы до н. э.). Ее же изображение, но уже в образе кормящей матери,— на серебряном амулете 743-712 годы до н. э. К наиболее древним экспонатам относится длинное колье с нанизанными каменными бусинами и глазурованным кварцем в качестве подвески (1660-1630 годы до н. э.).

Baccarat. Les 250 ans и Baccarat, tresor de cristal

Галерея-музей Baccarat и Petit Palais (Париж). До 24 января 2015 года

Французский дом хрусталя Baccarat празднует в этом году 250-летие. Мануфактура была основана в Лотарингии по указу Людовика XV, хрусталь Baccarat стал неотъемлемым символом французского art de vivre. На выставке в галерее-музее Baccarat в 16-м округе Парижа представлена блестящая ретроспектива шедевров марки, созданных за два с половиной столетия: бокалы Harcourt с королевскими медальонами, придуманные в 1841 году, рубиновые вазы Simon из хрусталя с добавлением пудры из 24-каратного золота, созданные к универсальной выставке в Париже 1867 года, бесчисленные предметы из цветного хрусталя, рецепт которого компания разработала еще в 1839 году.

Еще одна выставка, приуроченная к юбилею Baccarat, пройдет в парижском Petit Palais с 8 октября 2014-го по 4 января 2015 года. Дворец был построен в 1900 году специально для проведения всемирной выставки, поэтому в экспозиции "Baccarat, tresor de cristal" акцент сделан на предметах, изготовленных для подобных событий в период с 1823 по 1937 год. Почти 300 экспонатов, не считая редких эскизов, рисунков и архивных документов, взяты из собраний Лувра, музея д'Орсэ, Музея декоративного искусства и Музея искусств и ремесел.

В этом году издательство Rizzoli выпустило в свет большой альбом — обложку украшает фотография торжества Baccarat: праздничный стол, уставленный хрусталем. Книга стала первой полной энциклопедией стиля французской марки.

Индия: драгоценности, покорившие мир

Выставочный зал Успенской звонницы. Одностолпная палата Патриаршего дворца Московского Кремля (Москва). До 27 июля 2014 года

На выставке в Кремле — драгоценности, созданные в XVI-XX столетиях индийскими и европейскими мастерами. Наиболее яркий след в истории ювелирного искусства оставил изысканный стиль империи Великих Моголов. Ювелирные тюрбаны, жесткие колье-ошейники с каскадом драгоценных камней, браслеты на запястья и предплечья из золота и эмали, подвески с фантастическим барочным жемчугом в скульптурной оправе из рубинов, изумрудов, сапфиров и бриллиантов — драгоценные символы верховной власти, подчеркивающие роскошь и великолепие императорского двора. К числу шедевров, созданных в период расцвета империи Великих Моголов, принадлежит ажурный браслет на плечо — базубанд. Он выложен из алмазов старой индийской огранки. В соседнем зале представлены украшения европейских ювелирных домов Cartier, Van Cleef & Arpels и Chaumet — эта часть экспозиции демонстрирует взаимодействие Индии и Старого Света. В начале 1900-х в Индию стали проникать европейские дизайн и способы закрепки камней, а оттуда коммивояжеры, да и сами махараджи, везли в Париж и Лондон несметные сокровища — алмазы, резные рубины, изумруды, сапфиры. Из этих драгоценных камней эпохи Моголов сложился многоцветный стиль Cartier, известный под названием "tutti frutti". В числе экспонатов выставки один из таких браслетов 1928 года с резными рубинами и изумрудами. Отдельный раздел экспозиции — так называемые пять великих драгоценных камней — махаратнани. Среди них великолепная шпинель, известная как "Рубин Тимура" и один из крупнейших в мире цейлонских синих сапфиров — он весит 478,68 карата. Всего в Кремле будет представлено около 300 шедевров ювелирного искусства из лучших мировых музеев и частных собраний.

Вся лента