Страсти по розе
Анна Минакова о Rose Passion от Piaget
В нынешнем году Piaget отмечает свое 140-летие. С 1874 года и до середины XX века швейцарская компания была только часовой: сначала она производила механизмы для чужих часов, потом — начала создавать собственные. В 1959-м на каталоге дома Piaget впервые появилась подпись "мастера часового и ювелирного искусства". Расширению компании способствовали два обстоятельства.
Во-первых, в 1956 году был разработан ультратонкий калибр 9P — достаточно изящный и для производства женских, в том числе ювелирных, часов: их в 1960-е Piaget создавала не только для себя — именитые ювелирные компании, в числе которых Tiffany & Co., Bulgari, Cartier, Garrard, приобретали их для своих коллекций. Во-вторых, 15 июня 1959 года в Женеве открылся первый салон Piaget. И почти сразу стало понятно, что его аудитория не только клиенты, но и клиентки — они, как правило, не удовлетворяются покупкой часов, а спрашивают о подходящих к ним украшениях. Сначала в Piaget пошли по пути наименьшего сопротивления (который до сих пор предпочитают некоторые фирмы): приобретали готовые изделия у ювелиров Франции, Италии и Германии и ставили на них свое клеймо. Но управлявшим тогда компанией Жеральду и Валентину Пьяже этого было мало — они хотели создать ювелирный стиль Piaget. А оттого начали заказывать изделия специального дизайна, а потом — через 20 лет — запустили собственное ювелирное производство. Еще до этого важного момента в Piaget начал формироваться свой особенный стиль, построенный на сочетании драгоценных камней с полудрагоценными и поделочными и на работе с текстурой металла. Ювелирное направление в 1960-е было логичным продолжением часового стиля Piaget. Тогда фирма запомнилась всем своими женскими моделями: широкими часами-манжетами, часами-подвесками и циферблатами из поделочного камня.
Расцветом ювелирного дела в Piaget обязаны, конечно, Иву Пьяже. Представитель четвертого поколения семьи Piaget, ныне председатель совета директоров уже не семейной, принадлежащей группе Richemont компании, в 1966 году он пришел работать в Женевский салон, а в 1968-м начал развивать ювелирное направление.
В 1974-м — в год столетнего юбилея Piaget — компания приняла важное стратегическое решение: приобрела мастерские Prodor, которые с того момента не только изготавливали браслеты и корпуса часов, но и отвечали за отбор и закрепку драгоценных камней. Именно в Prodor Piaget начали создавать собственные ювелирные изделия.
В 1980-х у Piaget появляется свой собственный символ. Это роза, и она тоже связана с именем Ива Пьяже. Вообще-то она так и называется — "роза Ив Пьяже". Страстный садовод Пьяже увлекался разведением роз, а с 1976 года стал членом жюри международного конкурса цветоводов. В 1978 году мастерские Piaget изготовили для него главный приз — золотую розу в натуральную величину. Благодарность цветоводов не заставила себя ждать: в 1982 году Ален и Луизетт Мейан получили гран-при за выведенный ими сорт розы и тут же, во время награждения, объявили, что назовут свой творение с 80 зубчатыми лепестками "Ив Пьяже".
Сама же роза быстро стала частью ювелирных коллекций Piaget, первая из которых называлась Magic Gardens. Закрепить такие исключительные права на главный цветок-символ — большая удача (этим в ювелирном мире кроме Piaget может похвастаться разве что Dior Joaillerie), которая, правда, в любой момент может обернуться неприятностями, если дизайнеры окажутся заложниками темы, которая все же не из неисчерпаемых. Но пока фантазии Piaget хватает на то, чтобы не повторяться, и новая, представленная в нынешнем году коллекция Rose Passion — убедительное тому подтверждение. Собрание из 96 предметов — украшений и ювелирных часов — было впервые представлено публике в январе в женевском Шато де Пант. Здесь не раз бывала еще одна страстная любительница роз — Жозефина Богарне. Считается, что она приложила свою руку к созданию местного розария, а улицу, на которой находится замок, назвали в честь нее "улицей Императрицы". Piaget в название новой коллекции имя Жозефины не вынесли, но обозначили ее увлечение розами как главное вдохновение Rose Passion: в украшениях есть и парадность ампира, и подобающие редкие драгоценные камни — насыщенно-зеленый изумруд весом свыше 11 карат, желтый бриллиант в 12,82 карата, мозамбикский рубин инвестиционного качества.
Камни были избраны настолько редкие, что некоторые украшения даже не успели доделать к моменту первого представления коллекции — изделия были полностью готовы, но в них не хватало того или иного камня, поиски которого продолжали геммологи фирмы. При этом камни "большой четверки" соседствуют в украшениях Rose Passion с любимыми Piaget полудрагоценными и поделочными камнями, такими как халцедон, розовый опал или редко встречающаяся в ювелирных украшениях хризоколла. Заметны и парадные лавровые венки из бриллиантов, и шелковые ленты, логично было бы и присутствие в коллекции тиар. Но на сей раз в Piaget решили не заступать на территорию других ювелирных домов (и прежде всего Chaumet), представив иные украшения для головы — обручи. Менее формальные и более модные. Последнее вообще относится ко всем украшениям Rose Passion: при всей пышности коллекции она очень современна.