В интересной компании
Алексей Пантыкин о Masterpiece London
"Когда мы задумывали Masterpiece, то представляли место, где пересекаются эпохи и культуры. Это беспрецедентная по своему масштабу выставка, представляющая решительно все от античности до наших дней" — так определяет цель события, занявшего свое место в культурном календаре Лондона, один из его вдохновителей, а сегодня генеральный директор Masterpiece Нази Вассег.
Лондонской выставке Masterpice, которая пройдет с 26 июня по 2 июля, в этом году исполняется пять лет. Появившись намного позднее знаменитых собратьев — парижской Biennale des Antiquaires, TEFAF в Маастрихте и даже Fine Art Asia, проходящей в Гонконге, она уже успела не только прочно занять свое место на мировой художественной арене, но и довольно сильно повлиять на состояние ее главных игроков.
Выставка поражает поистине эклектичным подходом в выборе участников: от античной керамики до музыкальных инструментов, от старинной мебели и обоев до пишущих принадлежностей, от ювелирных украшений до автомобилей и велосипедов. Строго говоря, Masterpiece не назовешь выставкой произведений искусства и антиквариата. Это выставка предметов роскоши, к которым можно отнести сделанные на заказ сейфы или бутылку редкого вина, представленные под одной крышей с работами Пикассо или Джакометти. Проблема удовлетворения вкусов коллекционеров разного возраста и интересов была решена лондонской выставкой быстро и, казалось, без всяких компромиссов. Это заставило всерьез поволноваться других игроков. Главный соперник Masterpiece — Парижская биеннале антикваров, впервые состоявшаяся в далеком 1962 году, мучительно решала ту же самую проблему, не очень то желая поступаться своими принципами. Падающая популярность парижской выставки, потеря некоторого количества участников (многих — за счет того, что они приняли решение выставляться на Masterpiece) заставило руководство задуматься.
Очевидно, что важной целью современного художественного рынка является Азия. В 2013 году Masterpiece London совместно с главной художественной выставкой Азии Fine Art Asia представляет гонконгский павильон, а несколько месяцев спустя делают павильон европейского искусства уже на Fine Art Asia. Парижская биеннале явно не желает проигрывать и назначает на 2014 год мировое турне: несколько сотен экспонатов, в числе которых произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и графики, посетят 24 города мира, среди которых, разумеется, и главные города Китая.
На Masterpiece постарались прислушаться к желаниям коллекционеров относительно современного искусства и дизайна. Экспертная группа выставки, состоящая из 130 специалистов, тщательно отбирает в том числе и произведения современного искусства и особенно дизайна (это одинаково касается и мебели, и оружия, и стекла, и ювелирных украшений), спрос на которые очень высок.
Повышенное внимание всегда привлекают к себе украшения. Парижскую биеннале уже раскритиковали за то, что, пригласив участвовать девять ведущих мировых ювелирных домов, среди которых были Cartier, Chanel, Bulgari, Harry Winston и Dior, та несколько перешла грань между искусством и коммерцией. Баланс участников у Masterpiece совсем иной. В первую очередь — коллекционеры и продавцы антикварных украшений, такие как Fred Leighton и Siegelson, знаменитый дом Verdura, ведущий свою историю от Фулько ди Вердуры, работавшего с Коко Шанель в 1930-х, ювелир Suzanne Syz, прославившаяся своим неординарным дизайном, и немецкая фирма Hemmerle, считающаяся сегодня одной из самых интересных.
"Bogh-Art имеет все основания участвовать в Masterpiece". Альбер Богоссян, Bogh-Art
На Masterpiece рады и новаторам, среди них — швейцарский дом Bogh-Art, за которым стоит шесть поколений геммологов и ювелиров. Марка постоянно экспериментирует: применяет в украшениях фибер-титан, фибер-карбон, алюминий, а главное, возрождает старинную технику инкрустации камня камнем. Для генерального директора Bogh-Art Альбера Богоссяна выставка Masterpiece, на которой встречаются традиции и новые технологии, идеальное место.
— В каких международных выставках принимает участие дом Bogh-Art? По каким критериям вы их выбираете?
— Нас интересуют выставки двух направлений: те, что специализируются на ювелирных украшениях, и те, что представляют антиквариат. Ювелирно-часовая выставка в Дохе и Ювелирный салон в Саудовской Аравии очень важны для нас с точки зрения рынка. Кроме того, это отличная возможность посмотреть, что предлагают другие бренды, а также обменяться информацией и опытом.
Выставки антиквариата и предметов искусства в Брюсселе (BRAFA) и Fine Art Asia в Гонконге, очень напоминающие лондонскую Masterpiece, дают возможность продемонстрировать наши уникальные вещи с редкими и удивительными старинными камнями.
При этом посетители выставок очень разные: на ювелирных салонах мы встречаемся с нашими клиентами, на художественных — с коллекционерами и знатоками.
— Участие в таких международных выставках, как Masterpiece, предполагает уверенность в качестве своих работ. Ведь приходится конкурировать с шедеврами прошлого, выставляющимися рядом. Не боитесь ли вы обнаружить свою неспособность с ними соревноваться?
— В семье Богоссян шесть поколений ювелиров. Даже при том, что у нас нет антикварных вещей, которые можно было бы выставить, Bogh-Art имеет все основания участвовать в подобных выставках. Ювелирные украшения — это искусство. Мы выставляемся совсем не для того, чтобы конкурировать со старыми мастерами, а чтобы показать, что настоящее искусство и инновации идут рука об руку.
— В чем разница между Masterpiece и подобными ей выставками? Каковы ожидания Bogh-Art и насколько они оправдываются?
— Masterpiece совершенно уникальна в том, как она объединяет традиции и современность. В 2013 году мы впервые решили принять в ней участие, потому что помимо прочего у нас через некоторое время открывался магазин в Лондоне на улице Old Bond. Мы искренне надеемся, что сможем поразить посетителей нашими украшениями и в этом году. Это дизайн, родившийся благодаря нашим восточным корням, но это очень современный дизайн.
— Какова основная цель участия марок в подобных выставках?
— В нашем случае — познакомиться с потенциальными клиентами, завязать новые контакты. Показать, кто мы такие. Важна и обратная связь: изучая ювелирные тенденции, мы лучше понимаем, чего от нас ждут и чем мы можем удивить.