В интересной компании
Алексей Пантыкин о Masterpiece London
"Когда мы задумывали Masterpiece, то представляли место, где пересекаются эпохи и культуры. Это беспрецедентная по своему масштабу выставка, представляющая решительно все от античности до наших дней" — так определяет цель события, занявшего свое место в культурном календаре Лондона, один из его вдохновителей, а сегодня генеральный директор Masterpiece Нази Вассег.
Theo Fennell, кольцо, золото, эфиопский опал, эмаль
Grima, кольцо Pyrite, белое золото, бриллианты, пирит, гранит
Mauboussin, колье, золото, бриллианты, 1940-е годы, стенд Fred Leighton
Cartier, корсажная брошь Cartier, золото, бриллианты, горный хрусталь, 1913 год, стенд Siegelson
Suzanne Syz, серьги
Verdura, брошь-подвеска Theodora, золото, изумруды, рубины, сапфиры, полудрагоценные камни
Hemmerle, брошь Arbutus, сапфиры, демантоиды, золото, серебро, медь, бронза
Hemmerle, брошь, Rose Hip, бриллианты, золото, медь
Колье, золото, бриллианты, турмалины
Серьги, золото, жемчуг, бриллианты
Браслет, золото, рубины, шпинели, бриллианты
Кольцо, золото, бриллианты, перламутр
Лондонской выставке Masterpice, которая пройдет с 26 июня по 2 июля, в этом году исполняется пять лет. Появившись намного позднее знаменитых собратьев — парижской Biennale des Antiquaires, TEFAF в Маастрихте и даже Fine Art Asia, проходящей в Гонконге, она уже успела не только прочно занять свое место на мировой художественной арене, но и довольно сильно повлиять на состояние ее главных игроков.
Выставка поражает поистине эклектичным подходом в выборе участников: от античной керамики до музыкальных инструментов, от старинной мебели и обоев до пишущих принадлежностей, от ювелирных украшений до автомобилей и велосипедов. Строго говоря, Masterpiece не назовешь выставкой произведений искусства и антиквариата. Это выставка предметов роскоши, к которым можно отнести сделанные на заказ сейфы или бутылку редкого вина, представленные под одной крышей с работами Пикассо или Джакометти. Проблема удовлетворения вкусов коллекционеров разного возраста и интересов была решена лондонской выставкой быстро и, казалось, без всяких компромиссов. Это заставило всерьез поволноваться других игроков. Главный соперник Masterpiece — Парижская биеннале антикваров, впервые состоявшаяся в далеком 1962 году, мучительно решала ту же самую проблему, не очень то желая поступаться своими принципами. Падающая популярность парижской выставки, потеря некоторого количества участников (многих — за счет того, что они приняли решение выставляться на Masterpiece) заставило руководство задуматься.
Очевидно, что важной целью современного художественного рынка является Азия. В 2013 году Masterpiece London совместно с главной художественной выставкой Азии Fine Art Asia представляет гонконгский павильон, а несколько месяцев спустя делают павильон европейского искусства уже на Fine Art Asia. Парижская биеннале явно не желает проигрывать и назначает на 2014 год мировое турне: несколько сотен экспонатов, в числе которых произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и графики, посетят 24 города мира, среди которых, разумеется, и главные города Китая.
На Masterpiece постарались прислушаться к желаниям коллекционеров относительно современного искусства и дизайна. Экспертная группа выставки, состоящая из 130 специалистов, тщательно отбирает в том числе и произведения современного искусства и особенно дизайна (это одинаково касается и мебели, и оружия, и стекла, и ювелирных украшений), спрос на которые очень высок.
Повышенное внимание всегда привлекают к себе украшения. Парижскую биеннале уже раскритиковали за то, что, пригласив участвовать девять ведущих мировых ювелирных домов, среди которых были Cartier, Chanel, Bulgari, Harry Winston и Dior, та несколько перешла грань между искусством и коммерцией. Баланс участников у Masterpiece совсем иной. В первую очередь — коллекционеры и продавцы антикварных украшений, такие как Fred Leighton и Siegelson, знаменитый дом Verdura, ведущий свою историю от Фулько ди Вердуры, работавшего с Коко Шанель в 1930-х, ювелир Suzanne Syz, прославившаяся своим неординарным дизайном, и немецкая фирма Hemmerle, считающаяся сегодня одной из самых интересных.
"Bogh-Art имеет все основания участвовать в Masterpiece". Альбер Богоссян, Bogh-Art
На Masterpiece рады и новаторам, среди них — швейцарский дом Bogh-Art, за которым стоит шесть поколений геммологов и ювелиров. Марка постоянно экспериментирует: применяет в украшениях фибер-титан, фибер-карбон, алюминий, а главное, возрождает старинную технику инкрустации камня камнем. Для генерального директора Bogh-Art Альбера Богоссяна выставка Masterpiece, на которой встречаются традиции и новые технологии, идеальное место.
— В каких международных выставках принимает участие дом Bogh-Art? По каким критериям вы их выбираете?
— Нас интересуют выставки двух направлений: те, что специализируются на ювелирных украшениях, и те, что представляют антиквариат. Ювелирно-часовая выставка в Дохе и Ювелирный салон в Саудовской Аравии очень важны для нас с точки зрения рынка. Кроме того, это отличная возможность посмотреть, что предлагают другие бренды, а также обменяться информацией и опытом.
Выставки антиквариата и предметов искусства в Брюсселе (BRAFA) и Fine Art Asia в Гонконге, очень напоминающие лондонскую Masterpiece, дают возможность продемонстрировать наши уникальные вещи с редкими и удивительными старинными камнями.
При этом посетители выставок очень разные: на ювелирных салонах мы встречаемся с нашими клиентами, на художественных — с коллекционерами и знатоками.
— Участие в таких международных выставках, как Masterpiece, предполагает уверенность в качестве своих работ. Ведь приходится конкурировать с шедеврами прошлого, выставляющимися рядом. Не боитесь ли вы обнаружить свою неспособность с ними соревноваться?
— В семье Богоссян шесть поколений ювелиров. Даже при том, что у нас нет антикварных вещей, которые можно было бы выставить, Bogh-Art имеет все основания участвовать в подобных выставках. Ювелирные украшения — это искусство. Мы выставляемся совсем не для того, чтобы конкурировать со старыми мастерами, а чтобы показать, что настоящее искусство и инновации идут рука об руку.
— В чем разница между Masterpiece и подобными ей выставками? Каковы ожидания Bogh-Art и насколько они оправдываются?
— Masterpiece совершенно уникальна в том, как она объединяет традиции и современность. В 2013 году мы впервые решили принять в ней участие, потому что помимо прочего у нас через некоторое время открывался магазин в Лондоне на улице Old Bond. Мы искренне надеемся, что сможем поразить посетителей нашими украшениями и в этом году. Это дизайн, родившийся благодаря нашим восточным корням, но это очень современный дизайн.
— Какова основная цель участия марок в подобных выставках?
— В нашем случае — познакомиться с потенциальными клиентами, завязать новые контакты. Показать, кто мы такие. Важна и обратная связь: изучая ювелирные тенденции, мы лучше понимаем, чего от нас ждут и чем мы можем удивить.