Мобильные и прикладные
Круглый стол
Реалии и перспективы развития мобильных сервисов и приложений обсудили эксперты и игроки телекоммуникационного рынка на панельной дискуссии приволжского представительства ИД «Коммерсантъ» в рамках VII международного IT-форума «2020/Эволюция».
О текущей ситуации на рынке OTT-сервисов (OTT — over the top, услуги, которые предлагаются по верх сети традиционного оператора: голос, видео, сообщения и др.) участникам круглого стола рассказал директор по развитию ООО «Миннова», руководитель программы «MBA-телеком» бизнес-школы «МИРБИС» Евгений Соломатин. По словам эксперта, сегодня мобильные операторы во всем мире теряют огромные деньги из-за существования OTT-сервисов, например, таких как Skypе, WhatsApp и Viber, которые эксплуатируют инфраструктуру провайдера, но при это ничего не платят ни за нее, ни за доступ к их клиентским базам. «По данным Mobilesquared, Skype обходится телекоммуникационной отрасли в $100 млн в день, что составляет $36,5 млрд в год, из расчета, что 280 млн активных пользователей генерируют 2 млрд минут в день. 43% мобильных операторов говорят, что Skype представляет основную угрозу их доходам, особенно после его приобретения в 2011 году Microsoft. У WhatsApp сейчас около 450 млн пользователей по всему миру. В последнее время число ежедневных сообщений через WhatsApp выросло с 2 млрд до 10 млрд», — говорит господин Соломатин. Но на данный момент вопрос платы OTT-игроками за использование инфраструктуры мобильных операторов не регулируется законодательно ни в Европе, ни в России, несмотря на то, что операторы действительно теряют прибыль на фоне снижения доходов от предоставления услуг голосовой связи. «Коммуникативная активность растет — меняются способы общения. На этом фундаменте вырастают новые приложения, и рыночная капитализация ОТТ-сектора растет быстрее операторского. Это значит, что появляется необходимость выстраивать и развивать эту экосистему, налаживать способы взаимодействия между операторами и ОТТ-игроками. Если система, которую создают ОТТ-компании, останется закрытой, она погибнет», — считает эксперт. К концу 2014 года в мире будет насчитываться 2,3 млрд пользователей смартфонов, к 2017 году прогнозируется рост до 3,1 млрд, отмечает господин Соломатин, следовательно смартфоны есть и будут ключевым драйвером роста коммуникаций на базе OTT-сервисов, а услуги голосовой связи продолжат терять в цене. На фоне этих изменений основным источником дохода мобильных операторов в будущем станет плата за доступ к мобильному Интернету и работающим на его основе сервисам. Голосовые услуги станут бесплатным приложением. Свежий пример — тариф SMART от МТС. «Скорость доступа к мобильному интернету увеличивается, операторы переходят на технологию LTE. Ключевой тренд развития всей отрасли это API — прикладной программный интерфейс — концепция, в рамках которой будут строиться и развиваться сервисы. Оператор становится «платформой» и открывает через API доступ к ней для сторонних разработчиков и партнеров. Сервисы «живут» на этой платформе, а оператор предоставляет партнерам доступ к своей абонентской базе по модели Revenue Sharing — совместного получения доходов от абонентов.
Его слова подтверждает директор департамента по работе с корпоративным сегментом макрорегионального филиала «Волга» ОАО «Ростелеком» Михаил Веревочкин: «Сегодня в массовом сознании за «Ростелекомом» закрепился статус оператора, который в первую очередь предоставляет услуги голосовой связи, в том числе и для корпоративных заказчиков. На самом деле, необходимо отметить, что «Ростелеком» сегодня обладает, пожалуй, самой обширной линейкой инфокоммуникационных продуктов для бизнеса и госсектора, среди которых представлены и облачные сервисы, которые можно разделить на 3 основных направления: готовые решения для автоматизации бизнес-процессов компании (программные продукты как сервис), инфраструктурные решения (виртуальные сервера и сетевые решения), а также сервисы для коммуникаций (виртуальная АТС и web-видеоконференция).
«На данный момент объем рынка облачных услуг в России оценивается примерно в $150-160 млн, — поясняет господин Веревочкин интерес компании к облачным сервисам, — Во многом это связано с тем, что доступ к облачным сервисам можно получить с любого терминального устройства, подключенного к сети Интернет, а распространение мобильных устройств стало повсеместным, в том числе и при решении корпоративных задач. Облачные технологии и созданные на их базе решения воспринимаются нами как географически непривязанные услуги, с которыми мы можем прийти на любую территорию, где есть наши сети связи, в том числе, к своим конкурентам. Сегодня мы создаем тренды по потреблению облачных технологий», — говорит представитель «Ростелекома».
Готовые решения для автоматизации бизнес-процессов компании как аренда программного обеспечения обеспечивают возможность оперативного взаимодействия с клиентами, помогают учитывать все их пожелания, а также контролировать работу сотрудников компании и получать аналитические данные, вести расчеты, работать с базой клиентов, заниматься эффективной обработкой заказов, регистрацией розничных продаж и пр. Инфраструктурные решения дают клиенту вычислительную (процессоры, память, диски) и сетевую виртуальную инфраструктуру с заданными характеристиками в виде виртуальных машин. Решения для коммуникаций позволяют организовывать виртуальную АТС для корпоративных пользователей, которая без приобретения дорогостоящего оборудования дает современную телефонную связь в офисе с подключением прямых городских номеров или номеров 8-800, а также предоставляет возможность получать разнообразные полезные опции (короткая внутренняя нумерация, переадресация вызовов, конференцсвязь, доступ к статистике и пр.)., организовывать полноценное совещание с удаленными сотрудниками/клиентами/партнерами с использованием минимального количества технических средств (компьютер, web-видеокамера, наушники, микрофон).
По словам Михаила Веревочкина, практически для всех облачных продуктов компания дает бесплатный тестовый период без каких либо обязательств клиента по дальнейшему использованию выбранного сервиса, что позволяет заказчикам принимать максимально взвешенное решение о покупке. Благодаря этому отказы от использования сервиса после заключения договора носят исключительный характер и связаны чаще всего с закрытием бизнеса или его перепрофилированием.
Созданием сервисов, которыми могут пользоваться абоненты других операторов, занимается и «Билайн». Оператор разработал приложение MDM (Mobile Device Management), позволяющее удаленно управлять разными мобильными устройствами с разными операционными системами. Стимулами для создания этого сервиса, рассказывает руководитель службы корпоративных продаж Нижегородского филиала ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») Дмитрий Прозоров, стало появление потенциальных клиентов, которые хотели бы удаленно управлять устройствами, существующие сложности с управлением устройствами, работающими на разных системах, и постоянная эволюция мобильных гаджетов и потребность в защите информации. Для того чтобы комплексно решить эти проблемы «Билайн» разработал сервис, который позволяет из единого интерфейса удаленно устанавливать пароль для входа на устройство, настраивать корпоративную почту и Wi-Fi на смартфонах и планшетах сотрудников, включать или отключать роуминг, включать или отключать камеру, очищать и блокировать потерянные устройства, запрещать использование магазинов приложений, устанавливать корпоративные приложения и определять местоположение устройств.
Компания МТС, которая также разрабатывает собственные сервисы, делает ставку на общении устройств между собой посредством sim-карт. «Сегодня проникновение сотовой связи в России превышает 160%. Это значит, что на каждого жителя приходится в среднем по 1,6 sim-карты, — рассказывает директор департамента по маркетингу МТС в Поволжье Михаил Петухов. — При этом, количество sim-карт растет не только за счет увеличения абонентского спроса на мобильную связь, с помощью sim-карт «общаются» между собой и машины в абсолютно различных отраслях. На протяжении нескольких лет рынок M2M-устройств (machine-to-machine) активно развивается, так, в 2013 году SIM-карт МТС, используемых в М2М-решениях для корпоративных клиентов в России, выросло в 1,4 раза и достигло почти 2,5 миллионов штук, и сегодня М2М-решения активно применяются в транспортной и банковской сферах, в системах безопасности и многих других отраслях». По словам Михаила Петухова, до недавнего времени M2M-сервисы были доступны в основном корпоративным клиентам, но сегодня операторы развивают это направление и для широкого круга потребителей, например, проект МТС «Умный дом». «Это простой и удобный сервис, который позволяет полностью контролировать ситуацию в доме. Он состоит из GSM-камеры с датчиком движения, а также датчиков открытия, протечки, дыма, и мобильного приложения, которое устанавливается на телефон. Система позволяет клиенту получать SMS и MMS-оповещения или звонок с фотокамеры при срабатывании датчиков, прослушивать охраняемое помещение по звонку на специальную фотокамеру, запрашивать MMS-снимки жилища и статус индикаторов, а также просматривать архив снимков. Кроме того, на случай отключения электропитания все компоненты системы оснащены встроенными батареями, а благодаря инфракрасному режиму съемки фотографии с камеры можно получать даже ночью. Таким образом, управлять решением можно в любое время и в любом месте с помощью удобного приложения», — говорит Михаил Петухов.
«МегаФон» для разработки инновационных услуг создал дочернюю компанию «МегаЛабс», которая сегодня предлагает клиентам возможность использования уникальных гео— и видеосервисов. «Все геосервисы строятся на особенностях мобильной сети: каждый раз, когда вы включаете телефон, отправляете смс, звоните кому-то, сеть об этом знает, данные хранятся и обрабатываются, — рассказывает управляющий менеджер центрального обособленного подразделения ЗАО «МегаЛабс» Сергей Вендин. — В городе положение абонента вычисляется с точностью до 100 м, за городом — до километра. Используя эти данные, каждый оператор может создавать множество сервисов». Компания делит геосервисы на две группы: «кто где?» и «где все?», последняя позволяет определить разом положение множества абонентов. Сервисы первой группы позволяют следить за перемещением сотрудников, автопарка, использовать устройства как радар, навигатор, вызывать такси, не называя адреса и заводить знакомства с людьми, которые находятся рядом с вами. Сервисы «где — все?», используются для гео-рекламы, аналитики и информирования. Оператор может следить, где находятся его абоненты, и в какую сторону движутся. Эта информация полезна, например, для компании, которая собирается поставить заправку, и ей необходимы данные о транспортном потоке. «Кроме того на базе этих сервисов мы создаем возможности для цивилизованного смс-информирования. Например, вы получаете рекламу о распродажах или акциях какого-либо магазина, только тогда, когда находитесь в торговом центре или подходите к нему», — говорит Сергей Вендин. Если говорить о сервисе «МегаФон-ТВ», то в этом случае компания выступает не только как оператор мобильной связи, отмечает господин Вендин, поскольку клиент получает возможность смотреть видео не тольк на мобильном телефоне, но и на ноутбуке, планшете или по домашнему телевизору, причем, даже не будучи абонентом «МегаФона».
Одной из компаний, которые сегодня разрабатывают приложения для телекоммуникационных операторов, является ОАО «Межрегиональный Транзит Телеком» (ОАО МТТ). «Сегодня МТТ, обладает достаточно большой информационной платформой и интерфейсами взаимодействия с основными системами, — рассказывает директор по развитию услуг МТТ Ярослав Прокопович. — Мы концентрируем усилия на том, что предлагаем наши телекоммуникационные решения, оборудование, приложения для игроков рынка, у которых есть торговая марка или которые собираются выйти на рынок под собственной торговой маркой». Кроме того компания занимается собором доходов, поступающих от продажи сервисов и приложений, которые продаются и покупаются через множество платежных систем. «Один из примеров такого сотрудничества — взаимодействие с Mail.ru: звоно с mail-агента по внешний мир проходит по каналам МТТ. На сегодняшний день более 30 млн абонентов пользуются этим сервисом», — говорит Ярослав Прокопович.
Еще один из разработчиков приложений — Anix LLC. По мнению руководителя проектов компании Виктории Журавишкиной, использование мобильных приложений — является одним из ключевых трендов, который позволяет удерживать позиции на рынке, поскольку ежегодно примерно на 30% растут продажи смартфонов и объемы потребляемого интернет-трафика. «Всегда важно думать о конечном пользователе и о том, чтобы приложение было для него полезно и могло решить его задачи. Например, компания, которая занимается продажей труб, может создать приложение, позволяющее производить расчеты по их прокладке», — говорит госпожа Журавишкина. При этом приложения могут использоваться не только как поддержка бренда, но и как способ получения дополнительных доходов. Если считать, что средняя стоимость скачивания платного приложения в России сегодня составляет около $2.18, то за 12 тыс. скачек в день можно заработать около $6,5 тыс.», — рассказывает Виктория Журавишкина. Однако чтобы приложениях приносили прибыль, они должно находиться топе рейтинга в store, поэтому важным этапом является не только разработка, но и поддержка сервиса на нужном уровне. Чтобы находиться в топе необходимо, чтобы приложение скачивался около 15-20 тыс. раз в сутки. Для этого такие компании как Anix LLC занимаются не только разработкой приложений, но их поддержанием в рейтинге с помощью докруток и целевых скачиваний. Но для того, чтобы система работала, и приложение задержалось в рейтинге надолго, необходимо чтобы оно, прежде всего, было качественным.