"Система образования превратила нас из очень бедной страны в одну из самых успешных в мире"
МИНИСТЕРСКИЙ КАБИНЕТ
Министр образования и культуры Финляндии Криста Киуру — о том, почему одной из лучших систем школьного образования необходима реформа.
Азиатские страны вырвались вперед в рейтинге Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), оставив позади государства с очень хорошими системами образования. В ближайшем будущем нам трудно будет с ними конкурировать, если мы что-то не изменим.
Вместе с тем мы не хотим систему, как в некоторых азиатских странах. Там много хорошего, но в целом этот путь нам не подходит. Нас всего 4,4 млн. Мы не можем себе позволить инвестировать только в лучших. Мы должны сохранить бесплатную систему и равные возможности.
Мы начинаем большую реформу базового образования. Однако не планируем менять методы обучения, например увеличивать часы математики или финского языка. Мы не хотим, чтобы наши дети учились с утра до вечера. Финские дети всегда проводили в школе меньше времени, чем их ровесники в других странах ОЭСР. Проблема в том, как мы учим. У нового поколения меньше мотивации учиться. Молодые люди не раскрывают потенциал, причем не только в Финляндии, но и во многих других странах.
Когда мы вдруг узнали, что первые в мире, очень удивились. Мы знаем, что у нас очень хорошая система образования. Мы признаем проблему, но это не значит, что мы больше не верим в наши школы. Именно существующая система образования превратила Финляндию из очень бедной страны в одну из самых успешных в мире. Мы по-прежнему доверяем учителям. Мы даем им хорошее образование: у них магистерские степени. Нет необходимости проверять качество их работы. Кроме того, мы не видим необходимости регулярно тестировать знания детей. Централизованная проверка проводится один раз, когда они оканчивают старшую школу. Многое проверяют сами учителя, и мы уверены, что они в состоянии принять правильные решения.
У нас нет и не может быть рейтингов школ. Какую школу считать лучшей? Выпускники которой получили высшие баллы? Или где учителя выучили детей со слабыми способностями? Если мы введем рейтинги, родители начнут выбирать школы для своих детей. А мы счастливы, что у нас нет такого явления, как school shopping. В начальной школе такого нет в принципе. В старших классах — бывает. Но не потому, что есть хорошие и плохие школы. Просто одни специализируются, например, на естественных науках, а другие — на гуманитарных. Даже в проблемных районах, где высокая безработица, где много иммигрантов, школы такие же, как везде. Им приходится труднее, но мы им помогаем.