НКО грозят принуждением к иностранному
Закон о некоммерческих организациях вновь ужесточают
Некоммерческая организация (НКО), которая получает финансирование из-за рубежа и занимается политической деятельностью, должна принудительно включаться в реестр иностранных агентов. Соответствующие поправки к закону об НКО внес депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой. Ранее Конституционный суд указал, что закон об НКО--иностранных агентах не противоречит Основному закону именно из-за "уведомительного порядка" формирования реестра. Правозащитники опасаются, что принятие поправок приведет к "смерти правозащитного движения".
Андрей Луговой предложил внести поправки в ст. 32 закона "О некоммерческих организациях": в случае если Минюст или прокуратура обнаружат, что НКО соответствует критериям иностранного агента, организация будет принудительно включена в реестр иностранных агентов. Это решение НКО сможет обжаловать в суде. По действующему закону после того, как Минюст или прокуратура выявили у НКО функции иностранного агента, они выносят ей предупреждение о необходимости подать заявление о включении в реестр иностранных агентов. Если НКО предписание не выполняет, то на нее налагается штраф (по ст. 19.34 КоАП). Если и после этого организация не подает заявку, Минюст имеет право приостановить деятельность НКО. И уже после того, как в этот период НКО также проигнорирует требования закона, запускается механизм принудительной ликвидации. Господин Луговой отметил, что до момента ликвидации НКО--иностранного агента проходит довольно много времени, в течение которого организации продолжают функционировать. "Мои поправки устраняют этот пробел в законодательстве",— заявил "Ъ" депутат.
В начале апреля Конституционный суд признал закон о НКО--иностранных агентах не противоречащим Конституции (см. "Ъ" от 9 апреля). При этом критерием конституционности введенных мер назван "уведомительный порядок" формирования реестра. По мнению вице-президента Федерального союза адвокатов России Сергея Попова, законопроект Андрея Лугового не соответствует Основному закону, "поскольку по Конституции в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина".
"Предложенные поправки стали следствием того, что НКО саботируют закон",— заявил "Ъ" глава профильного комитета по делам общественных объединений Ярослав Нилов (ЛДПР). Одобрили инициативу и в администрации президента (АП). "Практика применения закона об иностранных агентах показала, что он носит превентивную функцию, и ситуация вряд ли изменилась бы в лучшую сторону",— отметил собеседник "Ъ" в АП. По его словам, сейчас единственный действенный механизм пресечения незаконной деятельности НКО — добиться ликвидации организации. Однако эта процедура "достаточно трудоемкая и продолжительная", объяснил источник "Ъ" в АП.
Отметим, что за полтора года работы закона суды нередко отказывались признавать НКО иностранными агентами. Например, в 2013 году Новосибирский райсуд стал на сторону межрегионального общественного фонда "Голос-Сибирь" (см. "Ъ" от 30 октября 2013 года). Мировой суд Перми в июле 2013 года отказался признать центр "Грани" и Пермскую гражданскую палату иностранными агентами. Аналогичную позицию занял и Свердловский облсуд в отношении центра "Мемориал".
Законопроект вписывается в рамки "общей крайне негативной политики государства в отношении гражданского сектора", уверен глава правозащитной ассоциации "Агора" Павел Чиков. "Никто бы из НКО не возражал против дополнительной отчетности, если бы терминология была приличной, а не хамской (иностранный агент.— "Ъ")",— полагает он. "Ни одна правозащитная организация все равно не согласится получить клеймо иностранного агента,— заявил "Ъ" глава движения "За права человека" Лев Пономарев.— Поэтому это будет означать фактически смерть правозащитного движения в стране".