Оправдание нацизма уходит от ответственности
Совет федерации не во всем согласен с Госдумой
В Совете федерации (СФ) не согласны с формулировками принятого Госдумой закона Ирины Яровой об ответственности за оправдание нацизма и не исключают, что проект вернут на Охотный Ряд для доработки. Зампред комитета СФ по конституционному законодательству Константин Добрынин отмечает, в частности, что проект вынуждает президента "отказаться от позиции, которую занял СССР на Нюрнбергском процессе". В руководстве палаты отмечают, что позиция комитета не может быть сформирована до его заседания. Соавтор законопроекта Ирина Яровая оценивает позицию сенаторов как "недоразумение".
Принятый 23 апреля Госдумой закон предусматривает введение в Уголовный кодекс новой статьи 354.1 — "Реабилитация нацизма". "Отрицание фактов" и оправдание преступлений, установленных Нюрнбергским трибуналом, может грозить штрафом до 500 тыс. руб. или тюремным сроком до пяти лет (если преступление совершено с использованием СМИ). К "реабилитации нацизма" теперь приравнивается "распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны", в то время как в первом чтении речь шла лишь о тех сведениях о деятельности СССР, которые "соединены с обвинениями в совершении преступлений", установленных Нюрнбергским трибуналом.
Зампред комитета СФ по конституционному законодательству Константин Добрынин сообщил "Ъ", что комитет сегодня может рекомендовать палате отклонить закон, поскольку, в частности, он "запрещает отрицать факты, установленные приговором международного военного трибунала". Если сейчас он будет подписан президентом, то создается парадоксальная ситуация: президенту предстоит отказаться от позиции, которую занял СССР на Нюрнбергском процессе, пояснил вчера "Ъ" господин Добрынин.
Он напомнил, что член трибунала от СССР Иона Никитченко в рамках процесса в 1946 году заявил в особом мнении о несогласии с рядом решений, в том числе с непризнанием преступными правительственного кабинета и генштаба нацистской Германии и излишне мягкими приговорами в отношении нескольких подсудимых.
Напомним, закон был принят Госдумой во втором и третьем чтениях 23 апреля, его соавтором и главным лоббистом выступила глава думского комитета по безопасности единоросс Ирина Яровая. Закон принимали спешно: комитет по гражданскому законодательству рассмотрел поправки ко второму чтению опросным листом, а правовое управление Госдумы писало отзыв на законопроект непосредственно в момент его рассмотрения депутатами. Как заявляли "Ъ" источники в администрации президента (АП), госпожа Яровая согласовала максимально быстрое рассмотрение законопроекта, поскольку "опасалась", что он "может не успеть пройти через СФ и президента до 9 мая, что должно быть символично".
Господин Добрынин сказал вчера "Ъ", что "трудное решение будет приниматься на заседании комитета", но предварительная позиция комитета "состоит в том, чтобы отклонить данный законопроект". На вопрос "Ъ", кто еще из сенаторов разделяет эту позицию, он ответил: сейчас "важно решить суть проблемы, я уверен, что я не один". Отметим, что в субботу Константин Добрынин приводил ИТАР-ТАСС другую мотивировку. По его словам, в пятницу, 25 апреля, комитет представил на координационном совещании СФ проект заключения, где отмечается, что закон "вообще не содержит понятийного аппарата и критериев определения принадлежности событий и действий к нацизму и реабилитации нацизма". Еще одна "грубая ошибка", отметил он, в том, что законодательство и так позволяет наказывать за "действия по осквернению символов воинской славы России", а "коллегами из Госдумы по невнимательности введены положения, смягчающие наказание за эти преступления".
Глава комитета Андрей Клишас, первый зампред комитета Алексей Александров вчера были недоступны для комментариев. Член комитета Анатолий Лысков сказал "Ъ", что "на комитете закон не рассматривался", поэтому позиции комитета пока не может быть. На координационном совещании, по его словам, могли быть высказаны позиции сенаторов или экспертов.
По данным "Ъ", совещание в пятницу, 25 апреля, вел вице-спикер СФ Евгений Бушмин, а вопрос о законе об ответственности за оправдание нацизма поднял член комитета по конституционному законодательству Максим Кавджарадзе. Он обратил внимание, что в нем понижается ответственность за осквернение символов воинской славы России: по новому закону полагается лишение свободы на год, а по статье "Вандализм" (ст. 214 УК РФ) — до пяти лет. Присутствовавший на совещании глава комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров сказал "Ъ", что не согласен с коллегой. "Я напомнил, что впереди 9 мая, и отклонить накануне праздника такой закон — политическое дело",— сказал он. По словам господина Озерова, его поддержал Евгений Бушмин. Господин Бушмин подтвердил "Ъ" это, подчеркнув, что "все, что высказывается до заседания комитета, может быть лишь мнением отдельных сенаторов".
Ранее источник "Ъ" в АП отмечал, что инициатива госпожи Яровой согласована с АП и не должна встретить препятствий с одобрением в СФ. Вчера Ирина Яровая заявила "Ъ", что "оснований для отклонения закона Советом федерации нет". "В законопроекте по всем основаниям выдержаны правила формирования новой диспозиции Уголовного кодекса",— отметила она. Заявление господина Добрынина и предварительное заключение комитета СФ депутат назвала "недоразумением".