Перевозчики боятся уйти в минус
Представители транспортных компаний просят поднять тарифы на проезд
Саратовские перевозчики выступили с открытым обращением в адрес правительства региона с просьбой пересмотреть действующие тарифы на перевозку пассажиров в общественном транспорте. Транспортники считают, что при нынешней цене проезда они не смогут содержать подвижной состав в должном состоянии и обеспечивать безопасные перевозки. Наблюдатели считают, что без повышения тарифов перевозчики могут лишиться взятого в лизинг транспорта. В правительстве вопрос индексации пока не рассматривается.
Как следует из опубликованного в СМИ открытого письма перевозчиков, подписанного 78 индивидуальными предпринимателями, идея написать письмо главе региона пришла после встречи перевозчиков с главой Саратова Олегом Грищенко, прошедшей 16 апреля. Мероприятие было посвящено будущему конкурсу по отбору компаний-перевозчиков на маршруты Саратова. Там, в частности, прозвучало, что вступают в силу новые требования к перевозчикам. Заместитель главы администрации города по хозяйству Дмитрий Федотов заметил, что ужесточаются такие критерии, как возраст транспортного средства, экологичность, наличие системы ГЛОНАСС. Основной упор делается на качественное предоставление услуги, поэтому за нарушение условий перевозок контракт будет расторгаться.
При этом Олег Грищенко заметил, что ему хорошо известны проблемы отрасли, включающие в себя низкие тарифы, которые не окупают затрат, препятствуют обновлению подвижного состава, не дают возможности платить достойную зарплату водителям, развивать инфраструктуру. Господин Грищенко рекомендовал перевозчикам «более плотно работать с региональной властью, в ведении которой находится решение этого вопроса».
В письме в правительство перевозчики называют ситуацию в транспортном комплексе «печальной». «Нести социальную нагрузку по перевозке граждан с каждым годом становится все сложнее. Город выдвигает серьезные требования к осуществлению пассажирских перевозок: регулярное обновление подвижного состава, наличие собственной базы для осуществления технического осмотра машин и медицинского обследования персонала, квалифицированные кадры и пр. … мы готовы и хотим соответствовать этим условиям. Но, работая себе в убыток, — это невыполнимая задача», — пишут перевозчики.
С их слов, на сегодняшний день реальная себестоимость провоза пассажира составляет 18 рублей, а плата за проезд повышалась до 12 рублей последний раз в 2012 году. Кроме того, перевозчики жалуются, что не могут полноценно платить водителям: при зарплате в 15–20 тыс. рублей они вынуждены работать по 2–3 смены. Представители транспортного комплекса говорят, что для изменения ситуации необходимо пересмотреть цены на проезд и обеспечить льготы. «Если все останется, как есть, то на 93 городских автобуса просто не найдется перевозчиков, готовых работать практически «в минус», — пишут подписанты обращения.
«Мы знаем, какая сейчас может возникнуть реакция на наше письмо, — прокомментировал „Ъ“ заявление один из подписантов на условиях анонимности. — Но это будут говорить люди, которым не было указаний сменить подвижной состав, кто не повесил на себя ярмо кредитов, которые в нынешних условиях мы не сможем выплатить. Все хотят жить хорошо и не платить за это».
Напомним, в середине апреля губернатор Валерий Радаев принял решение отменить монетизацию льгот для некоторых категорий пассажиров. Предполагалось, что льготникам будет выплачиваться по 100 рублей в месяц, а они будут полностью оплачивать проезд в транспорте. Разработчики инициативы полагали таким образом решить проблему задолженностей правительства перед транспортными предприятиями, которая составляет около 250 млн рублей (представители транспортных предприятий говорят о 600 млн рублей. — „Ъ“), за перевозку льготников. В январе председатель транспортного комитета правительства Саратовской области Василий Разделкин анонсировал повышение тарифов до 15 рублей с 1 марта этого года, но пока в этом направлении ничего не было сделано.
Источники „Ъ“ в областном комитете транспорта пояснили, что на сегодняшний день вопрос о повышении тарифов на проезд правительством не рассматривается.
Генеральный директор ОАО «Автокомбинат 2» Андрей Беликов говорит, что повышение тарифов «жизненно необходимо». «Предприниматели не сгущают краски, действительно ситуация очень сложная. У многих перевозчиков просрочены платежи по лизингу подвижного состава, и есть риск, что лизинговые компании заберут у них транспорт и возить будет не на чем. Растут цены на ГСМ, нужно индексировать зарплаты водителям, оборотные средства на обслуживание машин растут, а тарифы два года находятся на прежнем уровне», — говорит господин Беликов. При этом он исключает возможность, что конкурс не состоится из-за отсутствия заявителей. «В правительстве работают профессионалы, они понимают ситуацию», — подчеркнул он.