В дыму и печали
Ильсур Метшин требует ужесточить ответственность за футбольные шествия
Власти Казани пытаются найти способ усмирить футбольных болельщиков, которые устраивают бесчинства на улицах города. Вчера мэр Ильсур Метшин впервые отреагировал на шествие фанатов московского «Спартака», после которого городские службы уже неделю не могут отмыть улицу Баумана. Обвинив правоохранительные органы в бездействии, мэр пришел к выводу, что «действующее законодательство надо усилить, ужесточить». В профильном комитете Госсовета готовы рассмотреть любую инициативу «любимого мэра». Однако некоторые депутаты отмечают, что пока мэрия запрещает только мирные акции, и полагают, что ужесточение не даст результатов.
Вчера на совещании в мэрии глава Казани Ильсур Метшин раскритиковал правоохранительные органы в связи с состоявшимся 20 апреля в центре города несанкционированным шествием болельщиков ФК «Спартак». Сравнив футбольных фанатов с участниками киевского «Майдана», мэр сообщил, что исполком намерен подать в Российский футбольный союз протест на «бесчинства» фанатов. Кроме того, по словам господина Метшина, Казань будет готовить законодательную инициативу, чтобы ужесточить требования к поведению спортивных фанатов на улицах города.
Напомним, шествие, собравшее, по разным оценкам, от нескольких сотен до нескольких тысяч футбольных фанатов, состоялось перед матчем московского «Спартака» с казанской командой «Рубин». Приехавшие из разных городов болельщики прошлись по пешеходным улицам Петербургская и Баумана. По пути они взрывали дымовые шашки, выкрикивали в мегафоны лозунги, а также расклеивали стикеры на здания и объекты благоустройства. Местные СМИ сообщали, что по окончании шествия были задержаны всего двое человек.
На совещании Ильсуру Метшину доложили, что очистка фасадов зданий на Баумана после болельщиков продолжается до сих пор. «Целый „Майдан“ прошел по улице Петербургской многотысячный, загадили всю улицу Баумана»,— констатировал мэр. Начальник УВД Казани Валерий Красильников попытался объяснить, что в этот день «серьезных инцидентов не произошло» и что «аналогичная ситуация проходит у них (фанатов „Спартака“.—„Ъ“) везде», однако такой ответ господину Метшину не понравился: «Меня это никак не успокаивает… Что должен испытывать мирный, спокойный житель? Или гости столицы, которые видят это на улицах, которые просто пришли погулять на улицу Баумана? Или казанец, который с ребенком идет? Что это?!» Он согласился, что «договариваться с такой многотысячной толпой бывает тяжело», но посчитал, что подобным образом фанаты «не ведут себя в Лондоне или Париже, потому как там действует жесткий закон». Мэр привел в пример принятый Госдумой год назад закон о болельщиках, согласно которому за нарушения поведения во время матча болельщика могут либо оштрафовать, либо запретить посещать соревнования на срок до трех лет. Закон предусматривает серьезные санкции и для организаторов матчей. «Мы придем к тому, что действующее законодательство надо усилить, ужесточить…. Такое шествие может вылиться во что угодно. На стадионах они сейчас шелковые, так же они должны себя вести в городе, в который приезжают»,— резюмировал мэр.
В РФС заявляют, что вряд ли смогут наказать болельщиков «Спартака»за действия вне футбольного стадиона. «Можно оценить ущерб для города и попробовать подать иск в суд», — отметил в беседе с „Ъ“ зампред комитета госсовета Татарстана по законности и правопорядку единоросс Рафил Нугуманов. Инициативу «любимого нашего мэра» Ильсура Метшина он поддерживает, но с пониманием относится к сдержанным действиям полиции: «Когда две-три тысячи собираются, это может привести к бойне. Надо, чтобы сами клубы были задействованы. Иначе всей полиции Казани не хватит». Господин Нугуманов полагает, что изменения в законодательство должны предложить казанские депутаты, а Госсовет их инициативу рассмотрит либо «поможет выйти на Госдуму». «Надо действовать, в следующий раз они могут начать громить. Как здесь можно поступить, пока я тоже не найду на это ответа»,— заключил господин Нугуманов.
Депутат от КПРФ Артем Прокофьев говорит, что «законодательные меры уже есть»: «Болельщики похулиганили, повзрывали, они уже нарушили закон. Это — хулиганство. А мэрия пытается выйти красиво из ситуации, хотя выйти красиво из нее невозможно». Господин Прокофьев напомнил, что городские власти отказались согласовывать первомайскую демонстрацию коммунистов (см. „Ъ“ от 22 апреля): «Те, кто хотят соблюдать закон,— они не могут никуда пройти. А тем, кто нарушает закон, никакие ограничения не помешают». В таких условиях, считает депутат, ужесточение требований ни к чему не приведет: «Исполкому надо провести работу над ошибками, выяснить, кто допустил, что нарушители себя в городе чувствует спокойной, а законопослушные граждане должны сидеть дома».
Отчасти с тем, что запретительные меры не имеют должного эффекта, согласен и сам господин Метшин. «Мы детям в Новый год петарды запрещаем пускать… У нас какая-нибудь там партия „дыма и печали“ просит шествие — мы говорим нет. Их 11 человек, а тут 7 тысяч человек прошло… Ладно, в это раз Зиланта не оторвали у станции метро»,— заявил мэр на совещании.