Единообразование

Сергей Мельников и Мария Портнягина — о волне унификации, накрывшей школьные учебники

Вслед за единым учебником истории Общественная палата предложила создать такой же по литературе. А с подачи Минобра не остались в стороне и точные науки

Школа в России унифицируется: форма уже введена, на очереди — единственно правильные учебники

Фото: Валерий Матыцин/ИТАР-ТАСС

Материалы подготовили Сергей Мельников, Мария Портнягина

На прошлой неделе комиссия по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ (ОП) представила единую концепцию преподавания литературы.

— Сегодня на уроках литературы доминируют обучение навыкам и получение эстетического удовольствия, а наша концепция выводит на первое место воспитание,— объясняет "Огоньку" суть инициативы глава комиссии Павел Пожигайло.— Уникальность литературы в том, что она рассказывает, что такое хорошо и что такое плохо. Ее изучение в этом ключе может снять многие социально-психологические проблемы в российском обществе. Ведь происходит дебилизация населения. Классическое лицо современной молодежи — футбольный фанат. Вот герой нашего времени. Литература позволяет воспитать хорошего человека с устойчивыми нравственными ценностями.

По замыслу авторов, за концепцией последуют формирование программы и создание единого учебника литературы. При этом они уверяют, что в отличие от единого учебника истории серьезных разногласий он не вызовет. "Историки спорят, например, что было во время монголо-татарского нашествия, но никто из них же не жил тогда, отсюда масса концепций, и поэтому сложно найти объективность. А в литературе это сделать проще: есть письма писателей, поэтов, которые исключают двойное толкование позиции автора",— полагают они. При этом у главного инициатора Пожигайло (как указано на сайте ОП, "убежденного почвенника, считающего стратегической задачей сохранение традиционных ценностей и цивилизационного кода народов России"), есть свои приоритеты: "Я считаю, в программу надо вернуть Лескова, по крайней мере "Очарованного странника" точно". Именно этот писатель, между прочим, стал камнем преткновения в острой дискуссии вокруг образовательного стандарта по литературе 2012 года: тогда он не вошел в программу базового уровня.

"По сути, это заказ власти, ведь концепция разрабатывалась при господдержке, на президентский грант, поэтому мы рассчитываем на серьезное к ней отношение",— заявляет "Огоньку" Пожигайло. И в этом трудно сомневаться. Еще в апреле на обсуждении в Госдуме единого учебника истории глава комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая заявляла: "На государстве лежит прямая ответственность и конституционная обязанность обеспечить качественное единство образования... Должна быть общая линейка учебников и по русскому языку, и по литературе, и по истории Отечества". Участник этого обсуждения академик Александр Чубарьян также отметил, что надо "немного изменить и преподавание географии в школе, показать все-таки наше пространство, влияющее на исторические процессы в стране". Еще он добавил, что с курсом истории можно синхронизировать курсы литературы и обществознания и что уже есть поручение создать рабочую группу по данному вопросу.

Между тем под государственную волну унификации школьных учебников попадают не только гуманитарные науки, но и точные. Так, за бортом федерального перечня учебников, который был недавно утвержден Минобром и сокращен вдвое по сравнению с предыдущим, оказались почти полторы сотни учебных пособий. Среди них — высоко ценимые педагогами за нестандартность подхода работы по математике. Речь прежде всего об учебниках для начальной школы Людмилы Петерсон, по которым в стране обучается больше миллиона детей. От них министерство отказалось из-за отрицательного отзыва эксперта. "Содержание учебника не способствует формированию патриотизма",— написал рецензент о работе Петерсон, чьи книги последние четверть века регулярно входили в федеральный перечень учебной литературы. Исключена была и линейка учебников также для начальной школы по системе Леонида Занкова. По ней, согласно данным Федерального научно-методического центра его имени, занимаются 13 процентов учащихся начальных классов. В этом случае, правда, официальная причина — нарушение требований подачи документов. Показательно, что обе методики — и Петерсон, и Занкова — ориентированы на развивающее обучение. Поэтому неудивительно, что новость вызвала беспокойство, в частности, у сборной команды России на международных олимпиадах по математике: в перечне Минобра не оказалось учебников, по которым занимались 75 процентов кандидатов в сборную. Однако министерства было непреклонно: пересмотра списка не будет.

А в это время оригинальный подход российских авторов к преподаванию математики оценили за рубежом. Школы Норвегии намерены использовать в 1-4-х классах систему Занкова, а также книги Ирэн Аргинской: первое издание этих пособий на норвежском языке выйдет в начале лета.

— Эксперимент начался пять лет назад в двух классах в городе Саннес: учителя хотели улучшить результаты по математике,— рассказывает "Огоньку" Наталья Бланк, окончившая мехмат Харьковского госуниверситета и почти 20 лет работающая в Норвегии, в университете города Ставангер.— Я рекомендовала им данные учебники. Эксперимент удался: по итогам национальных тестов по математике ученики этих классов получили в среднем 2,7 балла из 3 возможных. Для сравнения: средний балл по Норвегии — 2. Теперь проект расширяется. Главное, что школьники, занимающиеся по российской методике, учатся находить решения, доказывать и объяснять свою точку зрения. И печально, что в России Минобр отказался от нее.

Какой предмет подвергнется унификации следующим, покажет время. Но приоритет уже обозначен: школа в России не место для дискуссий.

Вся лента