Учебная прополка
Экспертиза
Михаил Богуславский, доктор педагогических наук, профессор
Есть распространенное мнение, что единый учебник по тому или иному предмету — это неизбежно что-то плохое и даже вредное. Лично я думаю, что один замечательный учебник — лучше, чем десять средних. Но сегодня есть резонные опасения, что новый единый учебник окажется слабее уже существующих и в нем не будут учтены лучшие наработки последних лет.
Впрочем, на мой взгляд, дальше отдельных наметок и разговоров про унификацию дело пока не дошло. А вот значительное по масштабам сокращение учебной литературы уже случилось. Еще полгода назад в России было порядка 2400 школьных учебников, а сейчас осталось примерно 1400. Точка была поставлена несколько недель назад, когда Минюст зарегистрировал приказ Минобрнауки о рекомендованном перечне учебников. В перспективе, думаю, число учебников по одному предмету снизится до 2-3. До упора сократить все-таки не выйдет: у нас разные по уровню школы, от 12 до 14 предметов в каждом классе плюс нужны учебники для специального и коррекционного обучения. Например, по математике должно быть минимум три учебника: базовый, углубленный и учебник для "технарей".
Тревожная ситуация, однако, в том, что в этом году из федерального перечня выпал ствол развивающего обучения, то есть учебники Петерсон и Занкова по математике, учебник Бунеева по чтению... Эти книги покинули перечень по вроде бы объективным бюрократическим причинам, но в комплексе их исчезновение крайне негативно. Если бы учебники Бунеева, Занкова, Петерсон хотели сохранить, то не обратили бы внимания на негативные рецензии и поставленную позже срока печать. Очень надеюсь, что ситуацию со временем смягчат — появятся какие-то дополнительные списки учебной литературы.
К учебникам в нашей стране существует особый интерес, так как они приносят огромные бюджетные деньги с гарантированными продажами. Сегодня мы видим на рынке мощный концерн "Олма медиа групп", который пару лет назад приобрел издательство "Просвещение", и как любой концерн он стремится к расширению. Сейчас перед ним поставлена задача: производить где-то 70-80 процентов всех учебников. Конечно, хорошо, что в издательском бизнесе нет такого дикого рынка, как в 1990-е, но есть, как можно заметить, другое.
Совпадают ли наши учебники с мировым стандартом? Думаю, мы вышли на него по иностранным языкам. Мировой стандарт - это всегда комплекты учебников с рабочими тетрадями и большим числом материалов для самостоятельной работы, в том числе на компьютере. Для российских учеников это очень актуально, так как наша ахиллесова пята - применение знаний к социальной жизни. Так было и 200, и 100 лет назад, и сегодняшние международные исследования свидетельствуют об этом же. Хотелось бы, чтобы новый подход к изданию школьных учебников содействовал решению этой фундаментальной проблемы.