«Умные» давят на жадность
На Дальнем Востоке стали покупать больше бюджетных гаджетов
Ведущие ритейлеры Дальнего Востока зафиксировали рост выручки от продаж смартфонов и планшетов и экспансию брендов второго эшелона. В розничных сетях «Билайн» и МТС замечен всплеск спроса на Apple, «Евросеть» и «Связной», наоборот, наблюдают падение в данном сегменте. Эксперты считают, что в ближайшие годы мы станем свидетелями растущего спроса на бюджетные устройства.
По данным «Евросети», в первом квартале 2014 года на Дальнем Востоке ритейлерами продано 500 тыс. телефонов (из них 300 тыс. смартфонов), выручка достигла 2,9 млрд руб. (+29%). Средняя цена смартфона снизилась на 2 тыс. руб., до 9 тыс. руб. B-бренд вышел в количественном выражении на позицию A-бренда, с долей по выручке в 9%. Продано 85 тыс. планшетов (+65%), выручено 900 млн руб. (+21%). Средняя цена устройства снизилась до 10 тыс. руб. Вендор Apple упал с 13% до 8% в количественном выражении и с 23% до 17% в денежном. Управляющий директор филиала «Дальневосточный» компании «Евросеть» Сергей Кралюк отмечает, что продажи планшетов в ДФО росли быстрее продаж смартфонов. «Особенностью мы считаем падение интереса к Apple. Для дальневосточников важнее соотношение цена/функционал. Экспансия B-брендов стала все более заметной»,— утверждает он.
Рынок Дальнего Востока имел ряд особенностей по отношению к общероссийскому, отмечают в «Связном». Всего было продано около 84 тыс. планшетов на сумму более 832 млн руб., порядка 281 тыс. смартфонов (+55%) на сумму около 2,64 млрд руб. (+29%). Преобладание «умных устройств» в структуре и динамике продаж позволили увеличить объем всего рынка мобильных телефонов до 454 тыс. (+14%). Оборот увеличился до 3 млрд руб. (+19%).
«По итогам первого квартала доля продаж „умных телефонов“ в общем объеме реализованных в рознице МТС на Востоке России гаджетов уже достигает отметки в 63% и, по нашим прогнозам, продолжит расти в дальнейшем. Еще одной тенденцией стал рост спроса на бюджетные планшеты, в первом квартале 2014 года 40% приходится на нижний ценовой диапазон — от 1,5 до 5 тыс. руб.»,— отмечают в пресс-службе МТС. Продажи Apple увеличились более чем в 8,5 раза, но их доля составила только 4,3%.
Смартфоны составляют порядка 75% от всех продаж телефонов в офисах «Билайн». При этом лидерство в количестве продаж в первом квартале заняли брендированные Android-смартфоны «Билайн». В верхнем ценовом диапазоне среди смартфонов и планшетов первые позиции удерживают модели от Apple, продукция компании в этом году вошла в пятерку лидеров по продажам.
Максим Клягин из УК «Финам Менеджмент» поясняет, что опережающий рост продаж B-брендов — это один из ключевых локальных трендов, связанных со сравнительно невысоким уровнем жизни, снижением доступности кредитов. Что же касается зафиксированного некоторыми ритейлерами роста продаж Apple, то речь скорее идет о частичном перемещении продаж из теневой сферы в легальную, а также оптимизации политики Apple, поясняет Максим Клягин. Аналитик «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин предположил, что данные МТС и «Билайн» по продажам Apple объясняются эффектом низкой базы.
Эксперт «Инвесткафе» добавляет, что в случае с Дальним Востоком рост продаж бюджетных устройств сильнее выражен ввиду близости к границам Китая, Южной Кореи и Японии. Чувствительность к ценам на гаджеты на Дальнем Востоке чуть ниже, чем в среднем по РФ — при практически сопоставимых ценах номинальная среднемесячная заработная плата в регионе в прошлом году составляла 35,039 тыс. руб., а в среднем по России около 31,21 тыс. руб. Ниша обычных мобильных телефонов все-таки сохранится в обозримом будущем, их доля к 2018 году может сократиться до 10-20%, уверен Тимур Нигматуллин. Максим Клягин называет цифры 10-15%. Аналитики отмечают, что ухудшение экономической ситуации может привести и к сужению спроса. «Рынок по итогам года, несмотря на рост отдельных сегментов, в товарной массе опять, скорее всего, уйдет в минус»,— говорит Максим Клягин.