Цена страсти
На обложке первого номера "Стиля", целиком посвященного украшениям, Элизабет Тейлор — женщина, чьи романы с драгоценностями не уступали ее романам с мужчинами. Мужчины дарили ей лучшие произведения ювелирного искусства. Она блистала в подарках не только в жизни, но и на экране — Тейлор настаивала на том, чтобы ее снимали в украшениях из ее коллекции, и наоборот — оставляла то, в чем снималась, себе. При этом она не сдувала со своей коллекции пылинки. Помните знаменитые архивные кадры? Вилла La Fiorentina на Кап-Ферра, Ричард Бартон дарит Элизабет Тейлор колье с рубинами и бриллиантами, она улыбается, надевает колье и... прыгает в бассейн. То колье, как и многие другие украшения этой великой женщины и неподражаемой актрисы, было продано после ее смерти с аукциона Christie's. Торги, ставшие самыми успешными среди ювелирных в истории, были устроены в декабре 2011 года. На то была ее воля, высказанная в завещании. Так она окончила главный роман своей жизни — роман с драгоценностями.
Уже восемь лет Knight Frank, консалтинговая компания в сфере коммерческой и жилой недвижимости, занимается исследованиями предпочтений самых состоятельных потребителей из разных стран мира и составляет ежегодные Wealth Report. Свежий отчет рассказывает о вкусах более чем 23 тыс. опрошенных со средним состоянием $68 млн. Отдельно Knight Frank рассматривает "инвестиции в люкс" по разным категориям: искусство, автомобили, мебель, китайский фарфор, ювелирные украшения, часы, коллекционные вина, нумизматика и филателия. Несложно предположить, что среди богатых мира сего любителей марок окажется сильно меньше, чем, скажем, коллекционеров искусства, но Wealth Report 2014 показал еще одну тенденцию: лидером в категории investments of passion, оставив далеко позади и предметы искусства, и часы, стали ювелирные украшения. Они заняли уверенное первое место по результатам в Азии, Латинской Америке, на Ближнем Востоке, в Африке и России. И даже то, что в Австралии и США драгоценности заняли лишь третье место, а в Европе и вовсе четвертое, не помешало их итоговому первому месту в глобальном рейтинге. Конечно, результаты не поражают оригинальностью, как и то, что второе-третье места во многих странах остаются за часами.
Все это было бы сухими цифрами, если бы не это самое passion в названии категории Knight Frank. Украшение — излишество в высшей степени. Механические наручные часы — не предмет необходимости, но в их полезности сомневаться не приходится. Украшения не показывают время, но фиксируют эпохи, становясь их миниатюрными драгоценными свидетельствами.